Апатия, причины и лечение

Основные симптомы панической атаки и их психологическая нейтрализация. Противодействие симптомам панической атаки. Как бороться с симптомами панической атаки. Современные методики.

Как избавиться от симптомов панической атаки 8 (495) 632-00-65

Звоните, записывайтесь на прием! Мы помогаем в самых сложных ситуациях!

Панические атаки и симптомы

Довольно часто паническое расстройство маскируется под другие заболевания, что затрудняет быструю диагностику недуга. Больные испытывают те же ощущения, которые появляются при реальных неврологических, сердечно-сосудистых и прочих серьезных патологиях.

Человек, который совсем недавно подвергся паническому расстройству, как правило, не знает о нем, поэтому часто обращается за помощью к докторам различных специализаций.

Больному назначают разные обследования организма, и в итоге выясняется, что патологии внутренних органов у него отсутствуют, но, несмотря на это, симптоматика несуществующего заболевания продолжается, со временем даже усиливаясь.

В этом случае можно говорить о наличии панической атаки или панического расстройства.

Признаки панической атаки

Апатия, причины и лечение

Основные симптомы панической атаки являются приступы тревожности, которые сопровождаются вегетативными нарушениями (учащенное сердцебиение, озноб, потливость). С повышением уровня тревоги часто нарушаются и физиологические параметры организма, которые носят ситуационных характер.

Выраженность тревоги варьируется от состояния внутреннего напряжения до ярко выраженной паники. Средняя продолжительность приступа — 15-30 минут. Тревожность достигает максимума в первые 5-10 минут и проходит так же внезапно, как и началась.

Иногда паническая атака развивается на фоне ситуаций, дискомфортных для человека: пребывание в толпе или в замкнутом пространстве.

У одних людей приступы возникают несколько раз в сутки, у других — 1-2 раза в месяц. Паническая атака чаще возникает в дневное время. Ночами приступы тревожности чаще беспокоят волевых людей, которые контролируют свои чувства во время бодрствования.

  • гипергидроз (повышенная потливость);
  • мышечная дрожь, озноб;
  • тахикардия;
  • дистонический или физиологический тремор;
  • приливы (мгновенные ощущения жара);
  • асфиксия (удушье);
  • диспноэ (затрудненное дыхание, одышка, чувство нехватки воздуха);
  • иррадиация болевых ощущений в левую часть грудной клетки;
  • тошнота, позывы к рвоте;
  • абдоминальный болевой синдром (боль в животе);
  • ощущение инородного тела, кома в горле;
  • парестезии (покалывания в конечностях, чувство онемения);
  • предобморочное состояние, головокружение;
  • нарушения стула (запоры, диарея);
  • дисбазия (нарушение походки);
  • повышенное артериальное давление;
  • ухудшение зрения и/или слуха;
  • учащенное мочеиспускание.
  • дереализация (ощущение нереальности, чуждости, неотчетливости окружающей действительности);
  • боязнь шизофрении, навязчивый страх сойти с ума, потерять контроль над своими поступками;
  • дезориентация, спутанность сознания;
  • деперсонализация (больной воспринимает свои действия как бы со стороны и чувствует, что не может ими управлять);
  • прерывистый сон, инсомния (бессонница), кошмарные сновидения;
  • танатофобия (страх смерти).
  • более частое повторение приступов с появлением новых симптомов;
  • единичные приступы;
  • присоединение депрессивной симптоматики (нарушения сна, потеря аппетита, стабильно сниженное настроение);
  • постоянный страх за свое здоровье;
  • отказ от выполнения привычных жизненных ритуалов (пациенты перестают ездить в транспорте, выходить на улицу, резко снижается работоспособность).

Апатия, причины и лечение

Что испытывает человек при панической атаке?

  • чувство страха различной силы;
  • ощущение надвигающейся опасности;
  • страх смерти;
  • скованность, доходящую до ступора (у одних людей);
  • двигательная активность (у других);
  • боязнь совершить неконтролируемый поступок;
  • страх сойти с ума;
  • спутанность мыслей;
  • нереальность происходящего;
  • потерю ориентации в личности, пространстве и времени.

Апатия, причины и лечение

Физические симптомы панической атаки

Основная причина их появления — высвобождение в кровь биологически активных веществ (норадреналин и адреналин) в большом количестве. Медиаторы действуют возбуждающе на нервную, дыхательную системы, сердце и сосуды.

  1. Учащенное дыхание и сердцебиение.
  2. Одышка, нехватка воздуха.
  3. Озноб.
  4. Сухость во рту.
  5. Повышенная потливость.
  6. Слабость, онемение тела, головокружение.
  7. Понос.
  8. Непроизвольное мочеиспускание.
  9. Рвота.

Наиболее ярко физические симптомы выражены при тревоге, которая развивается по причине патологии органов и систем.

Интенсивность симптомов панической атаки

Интенсивность симптомов варьируется в широком диапазоне: от ощущения незначительного внутреннего напряжения до ярко выраженной панической тревоги.

Достигнув максимума к 5-10 минуте, приступ тревожности проходит. После него человек ощущает разбитость и слабость.

Обычно панические атаки не ограничиваются единичным приступом. Испытанный первый случай мучительных ощущений откладывается в подсознании больного, что приводит к развитию страха «ожидания» повторения, что, в свою очередь, провоцирует появление новых приступов.

  • Повторение паники в аналогичных условиях провоцирует формирование хронической формы недуга, что становится причиной развития поведения избегания (сознательное ограничение нахождения в тех местах и ситуациях, в которых вероятно повторение мучительной симптоматики).
  • В итоге постоянная интенсивная тревога преобразуется в тревожно-фобическое расстройство, к которому довольно часто присоединяется реактивная депрессия.
  • Звоните 8 (495) 632-00-65
  • Мы помогаем в самых тяжелых случаях!

Как сохранить умственную работоспособность и избежать деменции

Высшие мозговые функции (ВМФ) обеспечивают человеку возможность полноценно взаимодействовать с окружающим миром и социальной средой. Главная задача ВМФ —обработка самой различной информации.

Нарушение когнитивных функций (функций познания окружающего мира, формирования понятий, оперирования данными), которое может выражаться снижением памяти, концентрации и умственной работоспособности, приводит к невозможности получать информацию извне, правильно ее интерпретировать и использовать.

Когнитивные или корковые функции — синонимы ВМФ.

Основные когнитивные функции

  • Внимание — способность поддерживать уровень психической активности, необходимый для познания.
  • Восприятие — способность строить на основе информации, поступающей от органов чувств, целостные образы и представления.
  • Гнозис — способность опознавать формируемые образы и относить их к категориям разума.
  • Память — способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить полученную информацию.
  • Интеллект — способность производить действия с полученной/усвоенной информацией (анализировать, сопоставлять, оценивать, обобщать, использовать для решения задач).
  • Речь — способность общаться с использованием символической знаковой системы (языка).
  • Праксис — способность формировать и включать в деятельность двигательные навыки, а также строить, заучивать и автоматизировать последовательности движений.

В норме состояние ВМФ обеспечивает человеку полную социальную и бытовую независимость, возможность приобретать и использовать новые знания и навыки.

Развитие когнитивных функций

Как и любая функция живого организма, ВМФ требуют регулярных тренировок. Когнитивные функции — все вместе и каждую в отдельности — можно развивать с помощью специальных упражнений.

Для этого сейчас существует много способов, начиная от традиционных курсов скорочтения, заканчивая игровыми приложениями категории «фитнес для мозга».

В целом улучшению памяти помогают специальные приемы структурирования и заучивания важной информации (составление таблиц, списков, функции напоминания в телефоне и пр.).

Не секрет, что для работников определенных профессий существуют повышенные требования к объему кратковременной памяти и устойчивости внимания, скорости реакции. С другой стороны, определенный род занятий может развить в человеке особые способности.

В истории известны примеры людей, обладавших выдающейся памятью, способных моментально запоминать сверхобъемы информации. Как правило, эти люди имели врожденные высокие задатки, и некоторые сделали демонстрацию сверхспособностей своей профессией.

Для обычного человека требования к повседневной памяти и вниманию, интеллекту не такие строгие.

Как снижаются память, внимание и скорость реакции с возрастом

Для отдельных возрастных групп разработаны свои нормативы памяти, внимания и скорости реакции, скорости решения стандартизованных задач. Общая динамика такова, что с детства и до 20-25 лет отмечается рост объема памяти и внимания, ускорение процессов обучения.

После 35 лет в среднем отмечается постепенное снижение когнитивных способностей, но показатели остаются в рамках популяционной нормы.

Темп снижения ВМФ в первую очередь зависит от интенсивности и разнообразия повседневной умственной нагрузки — чем она выше, тем дольше сохраняется высокий интеллект.

С другой стороны, депрессия, повышенная тревога, вредные привычки, хронический стресс и недостаток сна могут существенно снижать внимание, скорость реакции и объем кратковременной памяти. У людей среднего возраста именно эти причины чаще приводят к обратимому снижению когнитивных функций.

Первая когнитивная функция, которая страдает в ходе естественного старения — запоминание новой информации и усвоение новых навыков.

Это наиболее заметно у пожилых людей и проявляется в «старомодности», приверженности знакомым приборам и способам общения, трудностях освоения новых возможностей.

Снижение когнитивных функций в пожилом возрасте

Как правило, пожилой человек сам начинает замечать свои «проблемы с памятью» — на начальном этапе жалобы формулируются не только как забывчивость (фамилии, названия), рассеянность, трудности в подборе слов, но и как «тяжесть или несвежесть в голове».

Иногда психологические трудности ориентации в изменчивой жизненной ситуации воспринимаются человеком как общее чувство неуверенности и даже головокружения. Пожилому человеку бывает трудно освоить новый телефон/смартфон, новую программу.

Со стороны можно заметить сужение круга интересов и круга общения, нежелание смотреть и неполное понимание новых фильмов, спектаклей. Тревожным признаком может стать трудность освоения нового непривычного маршрута, ориентации в незнакомом месте.

Родственники могут замечать рассеянность, забывчивость пожилого человека. По мере развития когнитивного снижения теряется и собственная критика человека. Тогда уже больше жалоб высказывают родственники пациента, которым становится очевидна его неспособность себя обслуживать.

Это могут быть несвойственная ранее человеку неряшливость дома и в одежде, отказ от приготовления пищи, трудности в обращении с деньгами, невозможность самостоятельно пользоваться общественным транспортом.

Критерием развития деменции как тяжелой формы когнитивных нарушений является зависимость человека от посторонней помощи.

По тяжести симптомов когнитивные нарушения подразделяют на умеренные когнитивные нарушения (самообслуживание сохранено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения) и деменцию (самообслуживание нарушено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения) разной степени — легкой, умеренной и тяжелой.

Некоторые исследователи выделяют стадию мягких (легких или субъективных) когнитивных нарушений.

В этом случае пациент жалуется на забывчивость, невнимательность, неспособность с чем-то справиться, но нейропсихологическое тестирование не выявляет нарушение общего когнитивного статуса.

Эти симптомы могут быть проявлением депрессии, повышенной тревоги, ситуационного переутомления или первыми доклиническими признаками нейродегенеративного заболевания головного мозга (болезни Альцгеймера).

Причины когнитивных нарушений

Причиной когнитивных нарушений и деменции могут стать как неврологические, так и соматические заболевания, а также ряд хронических интоксикаций и психических расстройств. Принципиально выделяют необратимые и потенциально обратимые формы деменции.

  • Необратимая деменция может развиваться при нейродегенеративных заболеваниях (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, лобно-височная деменция, деменция с тельцами Леви), прионных заболеваниях (болезнь Крейтцфельдта — Якоба), экстрапирамидных заболеваниях (болезнь Паркинсона, болезнь Гентингтона), сосудистых заболеваниях (сосудистая деменция, постинсультная деменция), после тяжелой черепно-мозговой травмы.
  • Потенциально обратимая деменция может развиваться при наличии таких заболеваний, как опухоли головного мозга, паранеопластические синдромы (при различной локализации первичного заболевания), тяжелая форма сахарного диабета, тяжелый гипотиреоз, тяжелые формы соматических заболеваний, нормотензивная гидроцефалия, а также при хроническом алкоголизме, наркомании, тяжелом дефиците витамина В12, фолиевой кислоты, витамина В1, ВИЧ и сифилисе.
  • Псевдодеменция — это изменение ВМФ в рамках ряда психических заболеваний, в первую очередь при тяжелой депрессии.
Читайте также:  Преходящее нарушение мозгового кровообращения, причины, симптомы и лечение

Диагностика

Для установления факта когнитивных нарушений и определения степени тяжести деменции необходимо провести неврологической осмотр пациента и нейропсихологическое тестирование, получить и обобщить данные о его хронических заболеваниях и перенесенных медицинских вмешательствах, принимаемых препаратах, питании, физической активности, показателях давления. Исключение потенциально обратимых состояний требует проведения лабораторных, инструментальных (ЭКГ, УЗДС БЦА, МРТ) и нейровизуализационных исследований.

Иногда для подтверждения диагноза болезни Альцгеймера проводят исследование спиномозговой жидкости (ликвора). Оно имеет особую значимость на додементной стадии развития нейродегенеративного процесса, опережающей формирование деменции на 15-20 лет, и является дополнительным диагностическим критерием болезни Альцгеймера.

Инструментальные методы исследования, такие как ЭКГ и УЗДС БЦА, помогают оценить факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у пациента с деменцией.

МРТ-диагностика — один из важнейших методов исследования пациентов с деменцией, позволяющий наглядно оценить изменения, происходящие в головном мозге, их локализацию и выраженность, выявить потенциально обратимые причины деменции, такие как внутричерепные образования и нормотензивную гидроцефалию. Выраженное диффузное поражение белого вещества головного мозга подтверждает диагноз сосудистой деменции. Оценка объемов гиппокампов и оценка выраженности атрофии коры височной и теменной доли являются одним из критериев диагноза болезни Альцгеймера.

Лечение

Для лечения деменции как синдрома в настоящее время существуют 2 группы препаратов — ингибиторы холинэстеразы (галантамин, ривастигмин и донепезил) и антагонисты NMDA-рецепторов (мемантин).

Лечение всегда назначается индивидуально — по результатам осмотра и обследования пациента.

Главный эффект терапии такими препаратами заключается в снижении прогрессирования деменции и, соответственно, продлении жизни пациента.

Очень важное значение имеет и приверженность лечению самого пациента — регулярный прием лекарств, активное освоение новых навыков, постоянная тренировка памяти при постоянной поддержке окружающих его близких людей или родственников.

Апатия, причины и лечение

Орышич Наталья Александровна врач-невролог, врач-паркинсонолог

Коррекция возбужденного состояния при деменции — Про Паллиатив

Публикуем статью об одном из распространенных симптомов при деменции — возбуждении, или ажитации. Статья была впервые опубликована в канадском медицинском журнале Family Health Online. Благодарим коллег за возможность перевести ее на русский язык и сделать доступной русскоязычной аудитории.

При деменции умственные способности и поведение пациента меняются из-за того, что поражается головной мозг. Причиной деменции могут быть различные заболевания, в том числе болезнь Альцгеймера. Около половины пациентов с деменцией в отдельные моменты болезни испытывают возбуждение, или ажитацию.

Оно влияет на качество жизни как самих пациентов, так и тех, кто за ними ухаживает, – особенно если это преимущественно члены семьи. Поскольку зачастую эта ситуация означает, что за близким нужен постоянный присмотр, ухаживающие могут жить в состоянии непреходящего сильного стресса, что подрывает их собственное физическое и душевное здоровье.

Правильная работа с поведенческими нарушениями может улучшить самочувствие и пациента, и ухаживающего.

Формы возбуждения при деменции: какими они бывают?

Состоянием возбуждения или ажитацией называют патологическую физическую или словесную активность. Вызванное им поведение может быть как агрессивным, так и неагрессивным. Примеры неагрессивного поведения — хождение по комнатам, блуждание, повторяющиеся действия или высказывания, жалобы, перебивание. К агрессивному поведению относят крик или удары.

Возможные причины возбужденного состояния 

Заболевания

Поведенческие нарушения порой бывают единственным признаком медицинских проблем у больных деменцией. Пациенты могут приходить в возбуждение при запорах, обезвоживании, боли или инфекционном процессе. Ухудшение состояния человека при любом имеющемся заболевании тоже может вызывать такое поведение.

Делирий

Делирий – это острое состояние помрачения сознания, приводящее к патологической активности и сужению объема внимания. Он часто вызывается медицинскими проблемами, например, недостаточностью щитовидной железы, инфекцией, лекарственными препаратами. Если больной деменцией приходит в возбуждение, всегда необходимо исключить делирий.

Стресс, связанный с окружающей обстановкой

Люди с деменцией предпочитают стабильную и предсказуемую обстановку. Любые перемены в окружении могут послужить триггером для возникновения возбуждения: например, изменение распорядка дня, питания, уровня шума, визуальных стимулов или даже появление нового ухаживающего. 

Лекарственные средства

Ажитация у некоторых пациентов вызывается как безрецептурными, так и рецептурными препаратами. Причиной этого состояния могут быть такие лекарственные средства, как стероиды, спазмолитики и антидепрессанты. К возникновению возбуждения при деменции может также приводить синдром отмены алкоголя, наркотических обезболивающих и седативных препаратов.

Психические расстройства

Депрессия, маниакальный синдром, тревога, психоз – вот некоторые состояния, которые лежат в основе состояния возбуждения у больных деменцией.

При мании могут возникать такие поведенческие нарушения как «фонтанирование» идеями, быстрая, напористая речь.

При психозе человек может видеть или слышать несуществующее: например, пациенты могут беспокоиться из-за якобы украденных вещей (на самом деле, конечно, никто ничего у них не крал).

Деменция

Деменция сама по себе может быть причиной серьезных поведенческих проблем. Однако, прежде чем делать заключение, что именно она вызывает нарушения поведения, необходимо рассмотреть и исключить факторы, перечисленные выше.

Болезнь Альцгеймера как дорога: поддержка в период «долгого прощания»Как понять, сигнализируют ли изменения, происходящие с близким человеком, о проблеме или они лишь часть процесса старения?

Как лечат возбуждение при деменции?

Немедикаментозные методы

Контролировать поведенческие симптомы при деменции помогает корректировка поведения ухаживающих, а также изменение окружающей обстановки.

Изменить поведение тех, кто ухаживает за больным

Терапевтическое прикосновение

Простое прикосновение (например, когда мы держим кого-то за руку) демонстрирует заботу, но оно способно и спровоцировать возбуждение, если человек хочет побыть в одиночестве. Необходим индивидуальный подход, нужно ориентироваться на ответную реакцию пациента.

Переключение внимания

Приемы переключения внимания отвлекают пациентов от состояния возбуждения, перенаправляя на выполнение какой-то задачи. Эффективные и простые примеры – попробовать вовлечь человека в беседу или привлечь его к участию в каком-либо социальном мероприятии.

Признание

Это метод, при котором мы ориентируемся на эмоциональную составляющую высказывания в большей степени, чем на фактическое содержание разговора. Другими словами, нужно обратиться внимание на ту эмоцию, которую выражает человек, и признать, что она есть. Например: «Похоже, для тебя это приятно» или «Чувствуется, что вам сейчас грустно».

Общение

Очень важно наладить простую словесную коммуникацию с больными деменцией. Говорите низким голосом, четко и медленно. Короткие, четкие фразы лучше всего помогают человеку понять сказанное. Вопросы должны формулироваться так, чтобы на них можно было дать простой ответ, например, «да» или «нет».

Стоит обратить внимание и на невербальную составляющую общения. Напряженная поза, нахмуренные брови и быстрые движения воспринимаются как недружелюбность. И наоборот: спокойная манера, зрительный контакт и расслабленная поза оптимальны.

Постарайтесь, чтобы ваши вербальные и невербальные сигналы совпадали.

Изменить окружающую обстановку

Убираем раздражители

Обилие зрительной и звуковой информации в одно и то же время может быть пагубным для человека с деменцией. Слишком громкий звук из телевизора или радиоприемника, яркое освещение, суета могут быть очень тягостны для больных. Положительно на них влияет пребывание в тихой, спокойной и привычной обстановке.

Налаживаем режим дня

Пациентам с деменцией необходим такой режим дня, при котором определенные дела и мероприятия проходят в привычное время с с участием хорошо знакомых им людей. Стабильное расписание помогает пациентам удерживать в памяти события и снижает тревогу.

Отсутствие физического стеснения

Фиксация человека не сокращает число падений или травм. Напротив, использование мер стеснения может стать их причиной. Кроме того, не исключены проблемы, связанные с недостатком движения (пролежни и мышечная слабость). Физического стеснения нужно максимально избегать, а необходимость в нем следует прежде всего обсудить с лечащим врачом.

Кстати, к физическому стеснению может быть отнесено ношение подгузников. Человеку непривычно носить впитывающее белье, он чувствуют стеснение, раздражается и срывает подгузник. В статье «Впитывающее белье для взрослых» мы писали о том, какой тип подгузников оптимален для пожилых людей с деменцией.

Подбираем музыку

Музыка может успокаивать людей с деменцией, находящихся в состоянии ажитации – особенно если она хорошо им знакома.

Лора Уэймен о проблеме деменции: письмо геронтолога из СШАО том, как справляются с проблемой деменции в Америке, почему всем важно знать симптомы заболевания и как вести себя в сложных ситуациях с больным деменцией

«Метод трех П»

Причина (то, что предшествовало событию) – поведениепоследствия. «Метод трех П» направлен на выявление «триггеров» состояния возбуждения. Те, кто ухаживают за больным деменцией, должны вести дневник поведения пациента.

Постарайтесь выявить событие, предшествовавшее началу возбуждения. Опишите, как именно проявлялось последовавшее за этим возбуждение и всё то, что способствовало изменению такого поведения.

Корректируя окружающую обстановку в соответствии с выводами, которые вы сделали, вы можете уменьшить ажитацию дементного больного.

Рассмотрим пример. П (причина) – пациент смотрит хоккейный матч по телевизору, П (поведение) – становится беспокойным и громко говорит, П (последствия) – такое поведение прекращается, как только телевизор выключают. В этом случае проблема кроется в просмотре хоккейного матча. Если он обычно вызывает у человека возбуждение, возможно, просмотра матчей следует избегать.

Использование лекарственных средств

Некоторые типы деструктивного поведения корректируются медикаментозно. Медикаментозная терапия применяется, если корректировка поведения ухаживающих лиц и изменения в окружающей обстановке не дают результата: состояние возбуждения у пациента не проходит. Либо же — в случаях, когда его поведение становится опасным. При этом возможно использование широкого спектра препаратов.

Читайте также:  Ишиалгия, причины, симптомы и лечение

Тип выбранного препарата зависит от причины возбуждения. Во время лечения нужно проверять состояние пациента для контроля эффективности препарата и его побочных действий.

Состояние ажитации при деменции может стать серьезной проблемой. Любой пациент с недавними или прогрессирующими изменениями в поведении нуждается в помощи врача, чтобы понять, почему он стал так себя вести.

На первом этапе лучше всего опробовать немедикаментозные методы. Но, как мы говорили выше, только их может быть недостаточно.

Если контролировать поведение [пациента] невозможно, следующий шаг — рассмотреть возможность медикаментозной терапии.

Помните, что вы не одиноки! Когда вы ухаживаете дома за близким человеком с деменцией, подспорьем для вас может стать доверительное общение с лечащим врачом.

Благодарим за перевод волонтера фонда «Вера» Анну Борисову

Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Что такое лень и как с ней справиться? Рассказывает врач-психотерапевт

Что такое лень, откуда она берется и как с ней справиться? Ответы психотерапевта Анны Игнатенко на портале Onliner.by

Самая интересная информация из статьи о лени на портале Onliner.by от врача-психотерапевта Анны Игнатенко: Шок-контент со старта: как такового психического процесса под названием «лень» не существует. Это скорее социальный конструкт. Ленью у нас обозначают нежелание человека делать что-то, что я считаю нужным. Или в обратную сторону. А иногда ленью пользуются в качестве характеристики. Ленивый равно плохой. Проще понять, что это за работник перед тобой и есть ли смысл его нанимать. В большинстве случаев этот социальный конструкт позволяет нагрузить человека стыдом и виной (главные эмоции социального регулирования), призывая его как-то измениться соответственно твоему представлению о правильной жизни: типа, начни-ка уже делать то, что я хочу! Если все же возвращаться в психологию, то процесс «ничегонеделания» предполагает целый конгломерат объяснений. Психотерапевт Анна Игнатенко рассказывает про него.

Патологии

Все просто. Человек может не хотеть что-то делать ввиду болезни. Допустим, инфекционный процесс вызывает слабость и вялость. Или ему больно. В таком случае делать что-то попросту не выходит. Еще человек может быть болен психически. Самая распространенная история — расстройство адаптации. Ввиду какого-то происшествия человек переживает в единицу времени кучу эмоций. Получается их сверхконцентрация. Человек истощается, но продолжает проживать эти эмоции, потому что надо разобраться, как существовать дальше. Параллельно требуется еще и не забывать про повседневную активность. Это полноценное заболевание, с которым чаще всего обращаются к психотерапевту. Первое место с большим отрывом. И пока ресурс не восстановится, человек будет пребывать в этом состоянии. Пример — смена работы. Перед мозгом встает задача: адаптироваться ко всему новому. Раньше были привычный путь на работу, привычные лица, привычные требования — все стабильно и безопасно. А тут все другое. Надо думать, как добираться в новое место, на каком транспорте, как общаться с коллегами и выстраивать взаимоотношения с начальниками. На наработку новых шаблонов тратится много сил. И чем старше человек, тем ему сложнее. Требовать от него в таком состоянии посещения, к примеру, тренажерного зала четыре раза в неделю достаточно сложно.

Далее по психическим расстройствам — депрессия. Апатия — пониженное настроение, отсутствие воли. Да и в принципе состояние проще всего описывается так называемой триадой депрессии. Есть негативное видение себя, негативное видение мира, негативное видение будущего.

Логично предположить, что в начале пути из этой точки в успешность предприятия верится не совсем. «Я самый ужасный в мире работник», «Я самая ужасная в мире жена», «Я самый ужасный в мире отец», «Все люди вокруг как будто бы думают, что я законченный неудачник». Все бессмысленно и так далее.

Из этой точки сложно начинать.

Шизофрения — это хроническое психотическое расстройство. Со временем формируется апато-абулический синдром, когда у человека остается мало энергии и сил. Активность становится минимальной.

Далее органические расстройства: постинсультные, перенесенные вирусы, травмы головного мозга. В некоторых случаях они сопровождаются упомянутым выше апато-абулическим синдромом.

Усталость

Плохая новость: усталость склонна накапливаться. Отдых на один вечер в такой ситуации точно не поможет. Если относиться к своему организму с уважением, то отдыхать нужно регулярно. Отдых должен быть ежедневным, еженедельным, ежегодным. Вообще, не суть, главное — он должен быть. Проблема в том, что на наших территориях его ассоциируют с чем-то плохим. Очень многие родители воспитывают детей в таком духе: пока мы чем-то заняты (полезным в представлении мамы и папы) — отлично, молодцы, а когда мы играем с друзьями, книжку читаем, YouTube смотрим — это как будто плохо. Родители дают оценку, у ребенка формируется понимание: «Если я что-то делаю, я хороший. Если я отдыхаю, я плохой». Возникает чувство вины, а отдых кажется чем-то плохим. Это очень про белорусское общество. Нам стыдно отдыхать.

В некоторых странах синдром хронической усталости признан заболеванием, как и синдром эмоционального выгорания.

Чтобы было понятно, синдром хронической усталости — это состояние, выйти из которого уже невозможно, собравшись с друзьями на пиво или дженгу вечером веселой компанией.

Возникает сонливость, но спать ночью получается с трудом, в мышцах слабость, трудно концентрировать внимание, сложности с памятью.

Эмоциональное выгорание где-то рядом. Эмоции притупляются, ни на что нет сил, задачи выполняются механически. Проблема (в том числе нашего общества) заключается в отсутствии внутреннего маркера усталости. Люди понимают, что устали, когда уже падают. Специалисты советуют развивать внутреннюю чувствительность. Если вы по три раза перечитываете одну и ту же строчку, не понимая, про что она, возможно, надо сделать паузу и отдохнуть. Это когда я что-то делаю, но не понимаю зачем. Так часто происходит, когда мальчик или девочка выбирает указанную мамой профессию. Есть другой случай — условный «поздний подросток». Люди в возрасте примерно 25 лет не идут работать, потому что живут в отчем доме и всем обеспечены. Мотивации на активную деятельность как бы тоже нет. Да, человек вряд ли станет двигаться, когда знает, что ему все дадут.

Сюда же относятся цели, навязанные обществом. Допустим, всем надо ходить в тренажерный зал. Или всем надо знать английский язык. Это стандарты общества, которым человек может не хотеть соответствовать.

Потому как неясно: чтобы что? Если человек собирается улететь на работу в США, то понятно, зачем английский. Если человек начинает стесняться, что все вокруг учат язык, а он нет, то непонятно, зачем английский.

Часто нежелание что-то делать связано с негативными эмоциями, которые человек испытывает во время выполнения задачи. Кто-то, допустим, не моет посуду. Этого можно не осознавать, но, вероятно, когда он в детстве начинал мыть посуду, его критиковали родители: не были терпимы к ребенку во время формирования навыка. А первые этапы обучения традиционно неидеальны. То есть появляются какие-то ассоциации, которые оживают каждый раз, когда надо мыть посуду.

Критика не формирует желания что-то делать. Невозможно заставить ребенка учиться, ругая его за двойки. Мозг зачастую избегает деятельности, за которую критикуют.

И надо понимать, что старшие поколения зачастую пользовались стыдом как средством мотивации.

Современные специалисты считают, что намного проще прививать ребенку желание учиться, если хвалить за вещи, которые у него получаются.

Снова плохая новость: в мире нет ничего идеального. Стремление к идеалу видится изначально провальной целью. Потому что в итоге не получится насладиться результатом. Плюс внутренние ощущения: одна часть стремится сделать все идеально, а другая знает собственные возможности. В итоге лучшим выходом видится не делать ничего, чтобы не столкнуться с разочарованием. Где-то рядышком — боязнь ответственности. Оба состояния оборачиваются нежеланием что-либо делать.

Немного теории. Любое дело, которое выполняется в удовольствие, сопровождается выбросом дофамина: «Я классный, я приложил много усилий, и у меня получилось». Но развившиеся соцсети стали давать легкий дофамин. Ты выкладываешь фото и получаешь гору быстрых лайков. В итоге длинные пути к удовольствию начинают казаться сложными. Снижается мотивация.

Дофамин, к слову, позволяет продолжать какую-то длительную деятельность. Например, бонус за мою годичную тяжелую работу — поездка на море. Или раз в месяц я откладываю определенную сумму — и это тоже приносит дофамин. Пандемия сильно размыла цель с морем и, соответственно, повлияла на дофамин. Потому в нынешнее время очень важно правильно понимать, чего ты хочешь, и стремиться к этому. Патология — идем к профильному доктору. Усталость — учимся распознавать симптомы. Отсутствие мотивации — разбираемся с целеполаганием и своей работой. Быстрый дофамин — ограничиваем соцсети.

Усталость — исследуем себя и даем себе отдых. Отдых — это не только классическая смена деятельности, но и полежать в тишине, погулять в лесу, сделать что-то, что хочется исключительно вам. Да, важно прислушиваться к себе.

Так или иначе, человек всю жизнь учится понимать себя. С негативными эмоциями во ходе процесса позволяет разобраться внутренний диалог. Если попытаться как-то уговорить или похвалить себя, лед может растаять. Это помогает в случае негативных воспоминаний и боязни ответственности. Плюс не стоит забывать, что есть психологи и психотерапевты.

Записаться на консультацию к Анне Игнатенко или другому врачу-психотерапевту можно по телефонам центра: +375 29 311-88-44; +375 33 311-01-44; +375 17 299-99-92. Или через форму онлайн-записи на сайте.

Депрессия — лечение, консультации, помощь. Эмпатия

Часто подавленное настроение сопровождается такими чувствами, как необъяснимая тревога и уныние. Некоторые пациенты ощущают эти чувства физически, словно телесное недомогание. Явно выраженной депрессии свойственны три основных признака: ухудшение эмоционального состояния, замедление мыслительного процесса и замедленность моторики.

Читайте также:  Болезнь Бехтерева, причины, симптомы и лечение

В современном мире депрессия занимает особое место среди расстройств психики. По частоте случаев ей нет равных – один из десяти человек старше 40 лет подвержен этому заболеванию. У женщин депрессивные проявления встречаются в два раза чаще, чем у мужчин, а после 65 лет частота случаев утраивается.

В детском и подростковом возрасте (10–16 лет) депрессия наблюдается в 5% случаев, а общие данные по распространенности депрессии в молодом возрасте достигают 40%. Несомненную тревогу вызывает тот факт, что именно в юношеском возрасте различные проявления психического расстройства приводят к самоубийству.

Проявления

Депрессивные проявления как таковые могут быть естественной своевременной реакцией на неблагоприятные события в жизни, не зависящие от воли человека, в случае, например, смерти близких, потери работы или при свидетельстве негативных событий (насилие, военный конфликт, факт дискриминации и др.) либо участии в них.

Для некоторых пациентов характерны пессимистические убеждения в своей низкой социальной значимости, искаженное восприятие своих достижений в сторону занижения.

Как правило, это связано с убеждениями, возникающими еще в детстве и активирующимися в более взрослом возрасте вследствие тех или иных переживаний, давших импульс началу депрессивного состояния.

В таких случаях имеет место постоянное искажение событий, неадекватное восприятие событий на основании случайных выводов, стремление к гипотетическому абсолюту и отказ рассматривать компромиссный, конформный вариант.

Также депрессия может наблюдаться при многочисленных соматических заболеваниях: неврологических, эндокринных и других (вирусных, легочных и пр.

), атеросклерозе, сахарном диабете, инсульте, болезни Паркинсона, авитаминозах, новообразованиях, болезни Альцгеймера, гриппе, а также при черепно-мозговых травмах, при сбое в работе организма либо как сторонний эффект лечения и употребления лекарственных препаратов, снотворных средств.

Еще в античной медицине были известны случаи меланхолии, симптомы которой узнаваемы в современном понимании депрессивного расстройства психики (ее сезонная обусловленность, зависимость от погоды, солнечного света и др.).

Как при выраженной депрессии, так и при неявной ее форме, человек теряет интерес и волю к жизни, к активной жизненной реализации, резко падает самооценка, наступает период постоянной подавленности и апатии.

Нередко в поисках выхода из этого состояния человек приходит к злоупотреблению алкоголем и/или психотропными препаратами, что в свою очередь ведет к усугублению депрессивного расстройства.

Существуют эффективные фармакотерапевтические и психотерапевтические методы лечения депрессии, однако многообразие ее проявлений и факторов, к ней ведущих, само отношение к «плохому настроению» в социуме, привычка контролировать свои эмоции затрудняют ее своевременное диагностирование: пациенты не сообщают о симптомах депрессии, с предубеждением относятся к назначению антидепрессантов и боятся побочных эффектов от их применения. Но только своевременный диагноз, поставленный врачом, может остановить процесс и предотвратить дальнейшее развитие депрессии в тяжелую форму.

Диагноз и симптомы депрессивного состояния

Диагноз депрессии ставится на основании критериев психического расстройства (расстройства настроения): скрининг (профилактические осмотр и опросы), тест самооценки депрессивного состояния (шкала Занга), врачебная оценка и анализ отдельных симптомов, присущих депрессивному состоянию (тревожность, суицидальные мысли и т.д.).

Согласно критериям МКБ-10 (официальные критерии диагностики, принятые в РФ), депрессивные признаки различают как основные и дополнительные.

Таким образом, для диагностирования депрессии необходимо наблюдение двух основных и не менее трех дополнительных симптомов. Все основные симптомы проявляются постоянно в течение длительного времени (от двух недель).

Если признаки явно выражены и проходят в тяжелой форме, диагноз может быть поставлен и в случае более коротких сроков их проявления.

Как основные симптомы депрессии рассматриваются: постоянно плохое настроение и подавленность; то, что раньше приносило удовольствие, не вызывает более интереса и не приносит какого-либо удовлетворения; хроническое состояние усталости.

К дополнительным симптомам относятся следующие: тревожность, страхи, признание своего существования лишенным какой-либо пользы или смысла, ощущение вины; низкая самооценка; неспособность к принятию решений и концентрации внимания; размышления о смерти и мысли суицидального характера; отсутствие аппетита или чрезмерное поглощение пищи; нарушения сна (бессонница или, наоборот, чрезмерно долгий сон).

Диагностика депрессии по DSM-IV-TR (действительна в США и некоторых других англоязычных странах) включает в себя два основных симптома: подавленное настроение и неспособность к получению удовольствия на фоне потери интереса к предмету и/или деятельности.

Помимо этих двух, рассматриваются еще девять других симптомов: уныние (для детского и подросткового возраста может принимать форму раздражительности); утрата интереса ко всем/практически всем видам активности; потеря веса и отсутствие аппетита либо повышенный аппетит и прибавление в весе; непродолжительный и прерывистый сон либо чрезмерная дневная сонливость; двигательная заторможенность или возбудимость; хроническая усталость на фоне снижения активности; ощущение собственной ненужности и бесполезности, низкая самооценка, гипертрофированное ощущение вины; замедленность мыслительных процессов и понижение концентрации внимания; склонность к суициду.

При диагностики депрессии DSM-IV-TR определяет период проявления двумя неделями, в течение которых должны наблюдаться как минимум пять из девяти симптомов, и в их число должен входить по меньшей мере один из основных.

«Трудный возраст». Лекция Анны Мельниковой и Кристины Курош О подростковой депрессии, нарушениях поведения, селфхарме и других тревожных звоночках пубертатного кризиса и о том, всегда ли стоит ждать, пока подросток «перебесится», поговорим с врачом-психиатром Анной Мельниковой и медицинским психологом Кристиной Курош.

Лечение депрессии

Для лечения депрессии используются достижения таких направлений терапии, как фармакотерапия, психотерапия и социальная терапия.

Успех лечения зависит прежде всего от корректной диагностики и от определения типа депрессии: так, иногда необходимо полное выздоровление от соматического заболевания и только на следующем этапе предстоит переход к психотерапии и фармакотерапии.

Также немаловажную роль играет то, насколько тщательно пациент следует рекомендациям по изменению образа жизни и привычек.

Но безусловно, первостепенная задача профессиональной терапии состоит в коррекции эмоциональных расстройств.

Различают множество типов депрессий, в зависимости от причин, их обусловливающих: клиническая депрессия, малая депрессия, атипичная депрессия, постнатальная депрессия, витальная и другие.

В зависимости от типа депрессии и процессов в организме (биохимических, нейробиологических либо иных), которые могут являться ее первопричиной, выбирается определенный вид фармакотерапии. Так, антидепрессанты стимулирующего действия показаны для лечений состояний апатии и тоски.

Препараты седативного действия назначаются при симптомах тревоги, гнетущем беспокойстве, при неконтролируемой раздражительности. В легких случаях подавленности могут назначаться растительные средства, которые легче переносятся, однако не исключают потенциальный риск побочных эффектов.

Для тех разновидностей депрессии, где наблюдается тревога одновременно с замедленностью, как двигательной, так и мышления, назначаются специальные препараты, например, сертралин, который нейтрализует как тревожность, так и угнетенность.

Антидепрессивный эффект, в отличие от стимуляторов или успокоительных, проявляется через довольно продолжительное время, иногда по истечении полутора–двух месяцев или позднее.

Необходимо помнить, что все лекарственные препараты, назначаемые при депрессиях, имеют сложную композиционную структуру, их действие проявляется по-разному.

Назначить лекарственные препараты для лечения депрессии может только врач.

При депрессиях всех степеней тяжести наиболее эффективным будет сочетание фармакотерапии с психотерапией. Психотерапия особенно важна при острых депрессивных случаях и частых рецидивах. Также психотерапия имеет непревзойденное значение при наличии межличностных или психосоциальных проблем пациента.

Имеются данные о большей эффективности отдельных методов психотерапии (когнитивно-поведенческой и интерперсональной) по сравнению с фармакотерапией, как и данные об их равнозначной эффективности.

В большинстве случаев это касается рецидивов болезни: антидепрессанты предотвращают появление рецидивов при условии их постоянного применения, тогда как когнитивная терапия купирует рецидивы на длительное время даже при кратковременном ее курсе.

Многообразие видов и методик психотерапии крайне велико, как и широк спектр типов депрессий: это и поведенческая терапия (основная задача которой – развитие активности, тренировка воли), когнитивная терапия (помогает преодолеть искажения восприятия, моделирует позитивное мышление), интерперсональная (направлена на социальную адаптацию и интеграцию пациента в социуме, сконцентрирована на личных переживаниях пациента, связанных с конфликтными ситуациями, на его разочарованиях и надеждах), семейная психотерапия (ее цель заключается в организации деятельности двух и более членов семьи, как единой системы, в отказе от форм общения, могущих провоцировать депрессивные проявления).

Как разновидности психотерапии при депрессивных расстройствах применяются такие виды терапии, как терапия воспоминаниями, ролевая терапия и т.д. При депрессиях показана и групповая терапия, как альтернативный подход для решения индивидуальных социальных задач.

Существуют и нетрадиционные методы лечения депрессии, такие как светотерапия, депривация сна (лишение пациента возможности спать), магнитная стимуляция, стимуляция блуждающего нерва, физические упражнения и аутогенные тренировки, массаж, масляные ванны и акупунктура.

Среди разнообразия видов терапии есть и креативные (музыкотерапия, зоотерапия, цветотерапия, ароматерапия), и специально-ориентированные: трудотерапия или диетическая терапия, в частности, разгрузочные диеты.

Но все нетрадиционные виды терапии не показывают достаточно эффективных результатов, и поэтому рассматриваются как аддитивные и обязательно должны применяться только совместно с классической фармакотерапией и традиционной психотерапией.

Чем мы можем помочь?

Если Вы обнаружили у себя некоторые из описанных симптомов – это может говорить о развитии ментального расстройства. В этом случае, стоит обратиться к врачу-психиатру для диагностики и начала своевременного лечения. Помимо очного приема, мы предлагаем услугу дистанционного консультирования (онлайн), которая не уступает личной встрече по качеству. Таким образом, Вы можете получить квалифицированную помощь специалиста высокого уровня, в каком бы населённом пункте вы не находились.

В нашей клинике, рядом с ВАО Москвы, в Реутове, работают специалисты, которые имеют большой опыт лечения психических расстройств. Мы используем самые современные и передовые методики, руководствуемся принципами доказательной медицины.

Эффективная помощь и конфиденциальность сведений, составляющих врачебную тайну, гарантированы.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *