Нарушения моторики рук у взрослых, причины и лечение

Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.

Диспраксия (синдром «неуклюжего ребенка», координационная неловкость, трудности двигательных реакций) — это такое расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса.

От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.

До 10% англичан обнаруживают у себя симптомы диспраксии, причем мужчины страдают в 4 раза чаще женщин. Английский актер Дэниель Редклифф в 2008 году признался, что страдает этим нарушением, но болезнь протекает у него в легкой форме, и самая большая трудность для него — это завязать шнурки.

Причины возникновения диспраксии

Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.

Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.

Нарушения моторики рук у взрослых, причины и лечение

Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:

  • Задержки физического развития.
  • Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
  • Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
  • Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
  • Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
  • Ребенок плохо играет в мяч.
  • Имеются трудности в письме и рисовании.
  • Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
  • Нестабильная и вялая осанка.

Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.

Нарушения моторики рук у взрослых, причины и лечение

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

  • Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков.
  • Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат.
  • Обязательно соблюдать режим дня.
  • Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
  • Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
  • Быть терпеливым к своему ребенку.
  • Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
  • «На ощупь».
  • (развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

  1. «Замок».
  2. (развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
  3. Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог? Потянули, покрутили, Постучали и открыли!»,

происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

  • «Чья лошадка быстрее».
  • (развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
  • Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

Нарушения моторики рук у взрослых, причины и лечение

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом online-записи к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Как нормализовать работу кишечника?

Кишечник — это орган пищеварительной и иммунной систем организма, и от его функции зависит общее состояние здоровья.

В нем происходит не только переваривание пищи и всасывание полезных компонентов, но и синтез витаминов, жирных кислот, выработка пептидов, связывание и выведение токсинов.

Нарушения работы кишечника могут привести к серьезным последствиям в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Одним из частых нарушений является запор. Он может быть самостоятельным явлением или симптомом заболеваний пищеварительной, эндокринной, сердечно-сосудистой и других систем. Нормализация состояния кишечника крайне важна, поскольку запоры могут повлечь необратимые осложнения.

Борьба с запорами

Чтобы наладить работу кишечника, важно разобраться с причинами запоров. Они могут быть следствием хронических заболеваний, нарушений режима питания, скудного объема выпиваемой в день жидкости и др.

Ежеутренний стул является своего рода маркером хорошего здоровья кишечника и организма, а задержка дефекации на 48 часов и более считается запором.

Выявление причин нарушения — самое важное мероприятие, которое позволяет определить правильную тактику и стратегию коррекции.

Есть несколько общих рекомендаций для улучшения пищеварения:

  • Старайтесь питаться дробно, небольшими порциями, в одно и то же время. Не переедайте и не допускайте длительных перерывов в приеме пищи без необходимости.
  • Выбирайте блюда, приготовленные на пару, отварные мясо, птицу и рыбу. Ограничьте употребление жирной, жареной пищи, копченостей, маринадов, специй.
  • Включайте в ежедневный рацион свежие овощи, сезонные фрукты, ягоды, растительные масла, кисломолочную продукцию.
  • Минимизируйте потребление кофе, крепкого чая, риса, киселей, сухарей.
  • Пейте каждый день не менее 1,5 литров чистой воды. Начинайте день со стакана теплой воды. Не пейте сразу после приема пищи — подождите не менее часа.
  • Заведите пищевой дневник — фиксируйте симптомы после употребления тех или иных продуктов, чтобы узнать индивидуальные реакции и скорректировать рацион.

Нарушения моторики рук у взрослых, причины и лечение

Чтобы понять, как нормализовать работу ЖКТ у взрослого в конкретном случае и какие действия можно предпринять именно вам, нужно определить вид запора. Эта информация поможет при визите к врачу и упростит диагностику.

Виды запоров

Очень важно классифицировать острые и хронические запоры. В первом случае мы говорим о внезапно возникшем запоре — на фоне общего здоровья или обострения/приобретения других заболеваний. Хронический запор диагностируется в случаях, когда симптомы наблюдаются в течение 3−6 месяцев. К основным критериям определения запора относят следующие:

  • необходимость натуживания не реже, чем в 25 % случаев дефекации;
  • плотный, фрагментированный, сухой кал;
  • необходимость ручного пособия при дефекации и др.

По происхождению запоры делятся на большее количество видов.

Психогенный

Этот вид запора довольно легко определить и самому человеку. Он возникает на фоне психических расстройств и заболеваний: нервной анорексии, депрессии, неврозов и фобий и пр.

Стоит отметить, что психогенным можно назвать запор и в том случае, когда человек сознательно сдерживает позывы к дефекации, например, избегает посещения туалета на работе.

Ложный стыд может привести к серьезной проблеме.

Неврогенный

Такой запор обусловлен нарушением регуляции моторики кишечника. Состояние может сопровождать опухоли спинного и головного мозга, перенесенные травмы и инсульты, болезнь Альцгеймера и др.

Дискинетический

Связан с дискинезией кишечника. Нарушения тонуса мускулатуры могут быть самостоятельными и возникать вследствие воспалительных заболеваний, патологий мочеполовой системы и др.

Спастический

Является следствием спазмов гладкой мускулатуры кишечника. Может развиваться на фоне стресса, эмоциональных нагрузок и других факторов.

Алиментарный

Этот вид запора связан с несбалансированным питанием, употреблением закрепляющих продуктов, скудным питьем.

Обычно речь идет о рационе, в котором преобладают сладости, кондитерские изделия, хлеб, макароны. Нехватка пищевых волокон приводит к функциональным нарушениям.

Нормализация работы кишечника в этом случае довольно простое мероприятие: достаточно пересмотреть рацион и пить достаточное количество жидкости.

Гиподинамический

Затруднения дефекации могут наблюдаться у людей, вынужденных соблюдать постельный режим, имеющих сидячую работу или ведущих малоподвижный образ жизни. Чаще таким запорам подвержены пожилые люди.

Проктогенный

Такой вид запора связан с заболеваниями прямой кишки, анальной области. Самыми распространенными помехами для нормального стула выступают анальные трещины, свищи, геморроидальные узлы, воспалительные заболевания — проктиты, парапроктиты. При этом запор может сопровождаться слизистыми, гнойными, кровянистыми выделениями.

Читайте также:  Синдром позвоночной артерии при остеохондрозе, причины, симптомы и лечение

Механический

Задержка стула возникает в связи с тем, что движению каловых масс препятствуют опухоли, сужения просвета, увеличение органов, расположенных рядом. Это может быть связано с полипозом кишечника, спайками, новообразованиями и другими болезнями.

Эндокринный

Такой запор связан с изменением уровня гормонов в результате эндокринных заболеваний, менопаузы, беременности, в послеродовом периоде.

Медикаментозный

Запор может быть вызван приемом лекарственных препаратов. Таким действием могут обладать обезболивающие средства, антидепрессанты, противосудорожные, гормональные препараты, антибиотики, мочегонные и другие лекарства. Состояние может проходить после отмены препаратов, поэтому стоит посоветоваться с врачом о возможной альтернативе лечения.

Нарушения моторики рук у взрослых, причины и лечение

Есть и другие виды запоров — связанные с интоксикацией, обезвоживанием, системными заболеваниями и пр. Серьезные причины запоров наблюдаются довольно редко. Обычно это нарушение носит функциональный характер. Так, исследователи Маринчук А. Т., Богатырев В. Г.

и другие в своем научном труде утверждают, что «запоры в 80−90 % случаев имеют функциональную природу, остальная часть вызвана причинами органического характера» (Маринчук, Богатырев, Бабиева, Кумбатиадис, 2012, с. 53). Однако, несмотря на это, устранить только одну причину будет недостаточно.

Чтобы нормализовать работу кишечника, необходимо скорректировать образ жизни, питание, питьевой режим, распорядок дня.

Рекомендации для улучшения работы кишечника

Одной из причин нарушения работы кишечника является дисбактериоз.

В зависимости от степени тяжести состояния он может приводить к осложнениям: метеоризму, нерегулярному стулу, нехватке витаминов, интоксикациям и воспалительным заболеваниям.

Легкие степени дисбактериоза могут быть скорректированы функциональным питанием. В рацион нужно включать соевое молоко, продукты, богатые минералами, пектины.

Автор Циммерман Я. С. уделяет особое внимание пищевым волокнам. В своей работе он разъясняет их важность следующим образом: «Они увеличивают объем каловых масс, стимулируют двигательную активность толстой кишки, способствуя ликвидации запора; служат источником КЖК, мембранных фосфолипидов, протеинов и аминокислот» (Циммерман, 2017, с. 683).

Способом борьбы с запорами и источником натуральных волокон служит британский препарат «Фитомуцил Норм». Он содержит оболочку семян подорожника (Psyllium) и мякоть плодов домашней сливы.

Растворимые волокна впитывают воду и превращаются в слизистый гель, способствуют росту полезной микрофлоры, а нерастворимые мягко стимулируют перистальтику кишечника.

Это позволяет нормализовать стул, а также справиться с симптомами интоксикации за счет сорбирующих свойств псиллиума. Средство не вызывает привыкания и может использоваться длительное время.

Для нормальной работы кишечника важно следить за регулярностью опорожнения, не сдерживать позывы, наладить ежедневную дефекацию. Старайтесь вести активный образ жизни и наладить психоэмоциональный фон.

Важно проконсультироваться с врачом по поводу нормализации кишечника. Могут существовать определенные ограничения, и только специалист подскажет, как справиться с проблемой. Статья имеет ознакомительный характер. Авторы не несут ответственности за качество оказания услуг третьими лицами и за возможные осложнения.

Список литературы

  • Маринчук А. Т., Богатырев В. Г., Бабиева А. М., Кумбатиадис Д. Г. Диагностика и лечение хронического запора [Электронный ресурс] // Главный врач Юга России. — 2012. — № 1 (28). — С. 52−54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-i-lechenie-hronicheskogo-zapora.
  • Циммерман Я. С. Учение о дисбиозе («дисбактериозе») кишечника: состояние проблемы и новые тенденции // Клиническая медицина. — 2017. — №95 (8). — С. 677−686.
  • Лузина Е. В. Безопасность использования слабительных средств // Российский медицинский журнал. — 2014. — №5. — С. 41–44.

Причины и лечение нарушений мелкой моторики рук

Для нарушения двигательной функции рук есть свои причины, причём самыми распространёнными можно считать:

  1. Образование контрактур суставов, которые не дают им двигаться.
  2. Снижение или полное исчезновение мышечной силы.
  3. Снижение или полное исчезновение мышечной выносливости.
  4. Общий или местный болевой синдром.
  5. Отёк рук.
  6. Потеря чувствительности кисти.

Чаще всего все эти симптомы характерны для инсульта и других серьёзных повреждений головного мозга. Поэтому восстановление после такой сосудистой катастрофы должно быть комплексным и иметь индивидуальный подход. Да и само восстановление должно начинаться как можно раньше. Только в таком случае пальцам можно вернуть былую гибкость и способность без труда удерживать предметы.

Однако установить точную причину появления нарушения моторики рук у взрослых поможет только врач, после полного обследования. Для этого могут понадобиться и такие виды исследования, как КТ или МРТ, чтобы понять, насколько сильно пострадал головной мозг.

Можно ли восстановить

Восстановление моторики – процесс длительный и очень сложный. Тем более, что нередко появляется множество других факторов, которые могут помешать начать своевременно процесс реабилитации. Да и не многие пациенты могут согласиться с тем, что всё можно вернуть обратно.

Самая частая причина этого — заболевания или травмы тех органов, которые находятся в непосредственной близости. Это может быть отёк, перелом, какое-то мышечное повреждение, наложенный гипс и многое другое.

Вторая важная причина – несвоевременно установленный диагноз или неправильное лечение, которое проводилось длительное время и не давало никакого результата. После этого даже приём правильно назначенных препаратов пользу может принести далеко не всегда.

Третья причина – нарушения трофики, то есть питания тканей. При этом мышцы становятся очень вялыми, а могут даже полностью атрофироваться. Тогда что-либо сделать бывает уже довольно сложно.

Четвёртая причина – большой промежуток времени, который прошёл от момента повреждения и до начала лечения. Любой повреждающий фактор, который влияет на моторику, должен быть выявлен и устранён как можно скорее.

А само лечение должно начинаться буквально в первые же часы от начала болезни. Да и отказываться от периода реабилитации также не стоит. К сожалению, мало кто понимает это.

Поэтому зачастую восстановить двигательную активность рук бывает очень сложно, а порой и невозможно.

И, наконец, четвёртая причина, по которой восстановление моторики пальцев рук у взрослых может быть отложено на неопределённый период – это депрессия и друге психические расстройства.

Как восстановить

Выполнять все упражнения следует только двумя руками. Занятия должны длится не более 10 минут в час, но ежечасно. Кроме индивидуально разработанного комплекса упражнений, можно заниматься и при помощи подручных средств. Так, например, пациентам рекомендуется мять в руках глину, пластилин или тесто.

Можно перебирать камешки разного размера, пересыпать песок, застёгивать и расстёгивать замки-молнии, включать и выключать какие-то неработающие приборы, имеющие тумблеры. Можно перемешать горох и пшено и попросить пациента разделить эти продукты на две группы.

Следует также для занятий использовать самые разные верёвочки, на которых нужно заранее завязать узелки, а пациент должен их развязать. Таких упражнений может быть очень много, и все они будут полезны как для самих пальцев, так и для головного мозга.

Все занятия должны быть регулярными, ежедневными и, самое главное, неутомительными. Кроме того, рекомендуется посещать курсы массажа или делать самомассаж, а также простые гимнастические упражнений.

Так, например, пациенту рекомендуется сжимать и разжимать кисти, стараться поднять пальцы от поверхности в то время, как кисть лежит на столе, поднимать пальцы поочерёдно, а также выполнять некоторые другие упражнения.

Нарушение мелкой моторики левой и правой руки у взрослого можно полностью восстановить. Но для этого требуется комплексный подход и регулярность, а также контроль со стороны лечащего врача.

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук — Архипова Елена Филипповна

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

Исследованы и описаны возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации ребенка с самого рождения.

После рождения ребенка до  двух- трех месяцев руки ребенка могут быть сжаты в кулак, но большой палец в норме должен быть сверху, а не внутри кулака.

Затем  после трех месяцев кулаки «раскрываются» и расправленные кисти ребенка начинают похлопывать вокруг себя, схватывать то, что вкладывают взрослые  в руки ребенку. Затем  рука ребенка начинает тянуться к тому, что видят глаза.

После пяти месяцев у ребенка появляется «пинцетный захват», когда выделяются большой и указательный пальцы. Два пальца ребенка располагаются параллельно, и тогда ребенок начинает тянуться и захватывать мелкие предметы. Тянется к ниточкам и проявляет внимание к мелким предметам.

В возрасте от трех до шести месяцев  ребенок активно направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.

После  шести месяцев у ребенка появляется «щипковый захват». Пальцы рук ребенка, большой и указательный,  соединяются не параллельно, а округло. И тогда наступает период, когда ребенок тренируется в  щипковом захвате.

К десяти месяцам у ребенка должен появиться «указательный жест», но этому жесту и выделению отдельно указательного пальца нужно учить ребенка. Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаза ребенка направляют движение руки. Дети перекладывают предмет из одной руки в другую,  могут  положить ложку в чашку, кубики в коробку.

Есть данные научных исследований, которые прогнозируют, что если ребенок прошел такой путь в развитии тонкой моторики руки до конца первого года жизни, то мозговые структуры все развиваются согласно онтогенезу, то есть согласно норме.

Обе руки  ребенка до двух лет работают  одинаково. Только ближе к концу второго года жизни начинает определяться ведущая рука.

Читайте также:  Колит, причины, симптомы и лечение

В период после года до двух лет ребенок  может чертить штрихи и «каракули», может хорошо держать чашку, поднимать ее и самостоятельно пить.

Соотносит и помещает квадрат в квадратную прорезь, овал опускает  в овальную дырочку. Может повторить изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий.

Может сразу держать два предмета в одной руке, чертить карандашом, переворачивать страницы книги, ставить друг на друга от двух до шести  кубиков.

В период от двух до трех лет ребенок  может включать музыкальные игрушки, крутить пальцем диск телефона, рисовать черточки, воспроизводить простые формы, резать пластиковым ножом, рисовать по образцу крест.

С большим интересом открывают ящики, коробки и опрокидывают  их содержимое. Любят играть с песком и глиной. Могут открывать закручивающиеся  крышки, пробуют использовать ножницы, красят пальцем, нанизывает бусы и другие.

В период от трех  до четырех лет ребенок может  обводить по контурам, копировать некоторые геометрические  формы.  Появляется ловкость в руках и ребенок может схватить катящийся к нему мяч.

Ребенок должен держать правильно карандаш тремя пальцами, а не ладонным захватом. Старается копировать формы несколькими чертами, собирать постройки из девяти  кубиков. Может рисовать не только  карандашами, но и цветными мелками.

Ребенку доступно складывание квадратного листика бумаги  более чем один  раз.

В период от четырех   до пяти  лет ребенок может  раскрашивать простые формы, копировать заглавные печатные буквы, рисовать человечка, изображая от двух до трех частей его тела. Старается копировать  квадрат, звезду и другие формы.

Формируется сложная корковая функция мозга «стереогноз» и ребенок может определять предметы по форме, величине, фактуре  в мешочке на ощупь, без зрительного контроля. Ребенок проявляет интерес  к лепке из пластилина и выполняет по образцу задания.

Овладевает навыками самообслуживания: застегивает и расстегивает пуговицы, открывает и закрывает молнии, развязывает шарф, шнурует ботинки и другие. Все это возможно только при правильном развитии тонкой моторики пальцев рук.

В период от пяти    до шести   лет ребенок может  аккуратно вырезать картинки, писать буквы и числа. Охотно дополняет недостающие детали к картинке. Ловко может бить молотком по гвоздю. Может легко воспроизводить геометрические фигуры по образцу.

Возраст шести-семи лет является сенситивным периодом для развития тонких движений кисти руки, необходимых для овладения графо-моторными навыками для письма.

В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти, сформировать графо-моторные  навыки  и подготовить руку к письму в школе.

Особенности тонкой  моторики рук детей с  речевыми нарушениями

Результаты исследований Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается или искажается и речевое развитие.

Исследования, проведенные М.М. Кольцовой,  доказали, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка.

Её исследования подтвердили, что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны.

А систематическая  работа над движениями пальцев рук действительно стимулирует созревание центральной нервной системы, что проявляется, в частности, в ускорении развития речи ребенка.

Таким образом, пальцевая гимнастика  стимулирует  зоны коры головного мозга, отвечающие за тонкую моторику и за речь.

Это положение объясняет рекомендации ученых включать в систему дошкольного образования   мероприятия, направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук.

Дети с речевыми нарушениями поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания. Большинство  детей не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и выполнить другие действия по самообслуживанию.

На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие дети  не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином.

В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений  в пальцах рук проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики.

Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» – сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» – поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.

На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, так как требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения  пальцами рук. Многие дети до пяти-шести лет не интересуются играми с мелким конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

У детей старшего дошкольного возраста отмечаются трудности при овладении графическими навыками. У некоторых детей наблюдается «зеркальное письмо букв». У многих детей отсутствует пальцевой захват карандаша или ручки. Сохраняется  у детей  тенденция к ладонному захвату карандаша.

У большинства детей старшего дошкольного возраста отмечается общее напряжение пальцев рук и кисти при рисовании. Из-за подобного напряжения ребенок быстро устает, а линии,  отражающие  это напряжение, становятся неровными, волнистыми. Чем больше будет стараться ребенок, тем больше будет на бумаге отражаться тремор-дрожание руки.

Многие исследования подтверждают, что уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Известный педагог В.А.Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев», поэтому совершенствование мелкой моторики детей способствует развитию их речи и интеллекта.

Аристотель  назвал руки «Рука — это инструмент всех инструментов». Кант назвал руки:  «Рука  — это своего рода внешний мозг».

Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение “созидательной работе рук” для развития мышления и речи детей.

В настоящее время современными учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук.

Известный невролог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи, и развитие первой способствует развитию второй.

Даже исследования физиолога  Павлова И.П. показали, что речь это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов  и от движений пальцев в кору головного мозга.

Если посмотреть в медицинский атлас и найти там  «карту» головного мозга, то  можно увидеть, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью руки. Величина зоны проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели многих ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Интересные наблюдения отмечают исследователи, изучающие моторное развитие  детей. Если ребенка просят производить точные движения, он сразу начинает утомляться, отвлекаться и стремится уклониться от задания.

Неспособность к точности зависит от недоразвития корковых механизмов и от недостатка выработки «формул» движения, то есть из-за отсутствия тренировок.

Кажущаяся двигательная  активность и неутомимость ребенка связана с тем обстоятельством, что он не производит продуктивных рабочих движений, требующих  точности, а следовательно, и большой затраты энергии.

Тонкая моторика требует координированной двигательной деятельности мелких мышц руки и глаза. Ее необходимо осваивать постепенно.

Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет.

Навыки тонкой моторики помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через  игру, пластику, дают возможность приобрести социальный опыт.

В ряде исследований  большое внимание уделяется вопросу о том, является ли развитие моторики ребенка следствием естественного созревания соответствующих структур или же это есть результат научения.

Сделанные выводы говорят о том, что и естественное созревание, и научение являются одинаково значимыми для формирования моторики ребенка. Особенно это касается моторики пальцев рук.

Как показывают исследования, в овладении движениями рук большую роль играет подражание. Различают три вида подражательных реакций:  повторение собственных движений; повторение знакомых движений взрослого; повторение новых движений.

По мнению Л. С. Выготского, рисование «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо». Специальные исследования показали, что есть своеобразный критический момент, когда простое чирканье карандашом и бессмысленные каракули начинают обозначать что-то.

Читайте также:  Артрит и беременность, причины, симптомы и лечение

Болезнь Паркинсона

СОДЕРЖАНИЕ

Болезнь Паркинсона – это хроническое дегенеративное заболевание нервной системы, сопровождающееся дрожанием рук и ног, обеднением движений и постепенным замедлением мыслительных процессов, и депрессией. Правильно подобранное и своевременно назначенное лечение способно затормозить патологический процесс и продлить жизнь пациента.

Общая информация

Болезнь Паркинсона вдвое чаще поражает мужчин, чем женщин. В большинстве случаев она развивается после 60 лет, но регистрируются случаи раннего начала заболевания (в 30-40 лет), а также ювенильные формы, развивающиеся у двадцатилетних людей.

Существует несколько гипотез формирования патологии. В настоящее время точно доказано, что одним из механизмов ее развития является постепенная дегенерация нейронов и снижение выработки дофамина. Это важный нейромедиатор, участвующий в передаче нервных импульсов. В результате формируется специфический комплекс нарушений, который позволяет легко поставить диагноз.

Причины

Точные причины возникновения болезни Паркинсона не выявлены. Ученые смогли определить лишь ряд факторов, повышающих риск развития нейродегенеративных процессов:

  • естественные процессы старения организма, сопровождающихся снижением способности тканей к регенерации;
  • генетическая предрасположенность (это особенно актуально для форм с ранним началом);
  • хроническая нехватка витамина Д, защищающего нейроны от патологического воздействия токсинов;
  • интоксикация солями тяжелых металлов, пестицидами, алкоголем;
  • плохая экологическая обстановка в регионе проживания;
  • прием некоторых лекарственных средств (например, хлорпромазин);
  • хроническая недостаточность кровоснабжения головного мозга (на фоне атеросклероза, остеохондроза шейного отдела позвоночника и т.п.);
  • инфекции, поражающие центральную и периферическую нервную систему (менингит, энцефалит, герпесвирусы, грипп);
  • опухоли головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • курение;
  • частые и длительные стрессы, хроническая усталость.

Записаться на прием

Симптомы

Болезнь Паркинсона проявляется специфическими признаками, которые в комплексе составляют четкую картину заболевания:

  • тремор: мелкое дрожание начинается с одной руки и затем распространяется на обе конечности и голову; движение пальцев чем-то напоминают счет монет; во время выполнения целенаправленных движений (например, во время работы за компьютером);
  • общая замедленность движений (брадикинезия): пациент нередко застывает в одной позе;
  • специфическая походка: человек передвигается мелкими, шаркающими шагами, как будто постоянно находится на очень скользком льду;
  • обедненность мимики: формируется эффект маски из-за низкой подвижности мимической мускулатуры;
  • монотонная, тихая речь;
  • повышенный тонус мускулатуры (мышечная ригидность): фигура становится сутулой, руки и ноги слегка согнуты, голова склонена вперед;
  • постуральная неустойчивость: у человека возникают затруднения с началом и окончанием движения, в результате чего способность удерживать равновесие снижается;
  • нарушения работы вегетативной нервной системы: жирность кожи, избыточное выделение слюны и пота;
  • снижение обоняния;
  • запоры, нарушения мочеиспускания.

В отличие от других нейродегенеративных заболеваний, болезнь Паркинсона почти не влияет на интеллект на ранней и средней стадии развития. По мере прогрессирования патологии отмечается снижение скорости мышления и разговора, снижение настроения, депрессия и безучастность ко всему происходящему.

Формы болезни

В зависимости от преобладающей симптоматики, выделяют три формы болезни Паркинсона:

  • акинетико-ригидная: на первый план выходит гипертонус мышц, который со временем может перейти в полную неподвижность;
  • дрожательная: преобладающим симптомом является тремор;
  • смешанная: патология начинается с тремора рук, затем присоединяется гипокинезия.

Стадии развития

В настоящее время врачи выделяют 5 стадий болезни Паркинсона, проявляющиеся определенным комплексом симптомов:

  • 0 стадия: отсутствие клинических проявлений;
  • 1 стадия: появляются небольшие затруднения движения одной руки, небольшой тремор сначала при волнении, затем в покое; нарушаются обоняние и сон, появляется усталость и апатия;
  • 2 стадия: нарушения захватывают вторую руку, появляется дрожание языка и нижней челюсти; слюнотечение; формируется гипокинезия; способность к самообслуживанию сохраняется;
  • 3 стадия: скованность и обеднение движений нарастает, мимика почти отсутствует; формируется специфическая походка и поза; во время разговора больной начинает застревать на одном и том же слове; самообслуживание затруднено, но возможно;
  • 4 стадия: формируется постуральная неустойчивость, больной начинает часто падать; начинает страдать интеллект, нарастает депрессия; в это время нередки попытки суицида; человеку требуется помощь для выполнения простейших действий;
  • 5 стадия: проявления достигают апогея, человек не может самостоятельно садиться, вставать и ходить, прием пищи затруднен из-за нарушений глотания; утрачивается контроль над дефекацией и мочеиспусканием; больной требует постоянного ухода.

Диагностика

Диагноз болезни Паркинсона ставится на основании характерной клинической картины. Пациента осматривает невролог, который отмечает типичные признаки.

В обязательном порядке уточняются жалобы, собирается анамнез заболевания (история появления признаков) и жизни (сведения о перенесенных травмах, хронических заболеваниях, хирургических вмешательствах).

Лабораторная и инструментальная диагностика используется для уточнения сопутствующей патологии и исключения других причин неврологических нарушений.

Лечение болезни Паркинсона

В настоящий момент успешно подобранное лечение болезни Паркинсона может приостановить процесс деградации и снизить выраженность патологической симптоматики. Болезнь начинает прогрессировать медленнее, что позволяет пациентам дольше оставаться в хорошей форме.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение направлено на восстановление баланса дофамина в центральной нервной системе. Используются следующие препараты:

  • леводопа и ее аналоги: служат основой для выработки дофамина;
  • агонисты дофаминовых рецепторов: стимулируют рецепторы аналогично природному нейромедиатору и снижают выраженности симптоматики;
  • ингибиторы МАО-В: уменьшают расщепление дофамина;
  • ингибиторы КОМТ: назначаются в комбинации с леводопой и уменьшают ее распад;
  • холиноблокаторы: направлены на снижение симптоматики.

Существуют комбинированные средства, сочетающие несколько действующих веществ для максимально быстрого эффекта.

Немедикаментозное лечение

Медикаментозное лечение дополняется физиотерапией, ЛФК и массажем. Физиотерапия используется для активации процессов метаболизма и усиления кровотока в головном мозге. В зависимости от состояния пациента и сопутствующих заболеваний могут быть назначены:

  • магнитотерапия;
  • ультразвуковая стимуляция;
  • электросон;
  • минеральные ванны;
  • иглорефлексотерапия.

Массаж направлен на улучшение двигательной активности. Интенсивное разминание мускулатуры и пассивная гимнастика снижает ригидность мышц и обладает общеукрепляющим действием.

Упражнения лечебной физкультуры позволяют:

  • уменьшить ригидность мускулатуры и укрепить ее;
  • повысить чувство баланса;
  • улучшить эмоциональное состояние пациента.

Большинство упражнений направлены на тренировку чувства равновесия. Комплекс подбирается индивидуально в зависимости от состояния пациента, его возраста и сопутствующих заболеваний.

Хирургическое лечение

Помощь хирургов актуальна на последних стадиях развития заболевания. Наиболее эффективной и безопасной операцией является установка стимулятора головного мозга. Вмешательство не требует вскрытия черепной коробки.

В мозг вводятся тонкие электроды, а под кожу ключицы помещается небольшой стимулятор. Прибор программируется на определенную частоту импульсов, кроме того, больной и его родственники могут менять настройки в зависимости от состояния.

Использование стимулятора позволяет сократить дозировку препаратов и длительное время держать симптоматику под контролем.

Другие варианты хирургического лечения требуют работы на открытом мозге:

  • таламотомия: разрушение части таламуса, позволяющее избавиться от дрожания, но сохраняющее другую симптоматику;
  • паллидотомия: частичное устранение одного из участков мозга (бледный шар), существенно снижающее все основные симптомы патологии.

Осложнения

Ограничение работы мускулатуры при болезни Паркинсона неизбежно приводит к уменьшению интенсивности кровотока и снижению уровня обмена веществ. Уже на средних стадиях развития заболевания значительно повышается риск образования тромбов и развития опасных состояний:

  • ишемический или геморрагический инсульт;
  • инфаркт миокарда, стенокардия, сердечная недостаточность;
  • тромбоэмболия легочной артерии.

Прикованные к постели пациенты нередко сталкиваются с тяжелыми осложнениями, связанные с лежачим положением:

  • застойная пневмония;
  • аспирационная пневмония (из-за нарушения глотания пища попадает в дыхательные пути);
  • инфицирование пролежней и сепсис.

Большинство больных сталкиваются с апатией и сильной депрессией, которые влекут за собой суицидальные мысли. Некоторые пациенты осуществляют планы и кончают жизнь самоубийством.

Правильно подобранное лечение значительно снижает риск развития осложнений, вот почему важно своевременно обратиться к врачу.

Профилактика

Профилактика болезни Паркинсона включает:

  • правильное питание с минимальным количеством консервантов и искусственных добавок, достаточным количеством витамина Д, омега-3, антиоксидантов;
  • регулярные физические нагрузки для профилактики гиподинамии;
  • полноценный сон не менее 8 часов в сутки, соблюдение режима труда и отдыха;
  • минимизация стрессов и переутомления;
  • отказ от курения и употребления спиртных напитков;
  • регулярные медицинские осмотры, соблюдение всех рекомендаций врача;
  • своевременное обращение к специалисту при появлении любых подозрительных симптомов.

Записаться на прием

Лечение в клинике «Энергия здоровья»

Неврологи клиники «Энергия здоровья» придут на помощь при любой стадии болезни Паркинсона. Мы предлагаем комплексное лечение в соответствии с современными стандартами:

  • подбор медикаментозной терапии;
  • физиотерапевтические процедуры: магнитотерапия, лазерное лечение и т.п.;
  • курсы лечебного массажа;
  • ЛФК непосредственно в клинике;
  • обучение физическим упражнениям для занятий в домашних условиях;
  • организация санаторно-курортного лечения при наличии показаний;
  • обучение родственников правилам ухода за больным;
  • работа с психологом и психиатром при необходимости.

Преимущества клиники

Клиника «Энергия здоровья» — это опытные врачи, умелые медсестры и современное оборудование для диагностики и лечения различных заболеваний. Мы предлагаем:

  • диагностику с использованием инструментальных, функциональных и лабораторных исследований;
  • консультации опытных специалистов различного профиля;
  • получение мнения зарубежных коллег при необходимости;
  • индивидуальный подбор лечения;
  • комплексные терапевтические схемы с использованием медикаментов, физиотерапии и других методов;
  • обширные скрининговые программы для ранней диагностики заболеваний;
  • подробные консультации по профилактике заболеваний;
  • любые справки и заключения.

Болезнь Паркинсона начинается очень медленно, но остановить этот процесс практически невозможно. Если у Вас или Ваших родных появились подозрительные признаки, не затягивайте с обращением к врачу. Запишитесь на диагностику в клинику «Энергия здоровья».

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *