Нарушение речи при инсульте, причины и лечение

Получите
бесплатную
консультацию в нашем центре:
Заказать обратный звонок

Отправьте нам свои медицинские документы

Наша врачебная команда подготавливает для Вас предварительное предложение

Вы выбираете для себя оптимальный вариант

В согласованную с Вами дату мы организуем прием в клинике

Вы (с нашей помощью) приобретаете билеты, бронируете отель, заказываете трансфер, переводчика и начинаете лечение за границей

Мы помогаем Вам на всех этапах диагностики и лечения, а также после Вашего возвращения домой

Потеря речи при инсульте – частое осложнение опасного заболевания, которое встречается у каждого третьего больного, который перенес приступ. Такое состояние называется афазией: пациент не может выражать свои мысли, испытывает трудности в разговоре на простые темы, не может назвать даже простые предметы. Часто можно вернуть утраченные навыки, если записаться в центр реабилитации после инсульта и проходить восстановление под контролем опытных докторов.

Прогноз во многом зависит от тяжести кровоизлияния или ишемии, но даже при легкой форме инсульта реабилитация требует собранности от пациента и контроля врача. Доктор должен выявить афазию и назначить реабилитационную программу.

Как распознать афазию?

Отсутствие речи после инсульта – не всегда полная утрата разговорных навыков. Человек может путать слова, буквы, звуки, заикаться, стараться употреблять наиболее простые выражения.

При инсульте поражается речедвигательный анализатор, может страдать фонетика при разговоре, а также синтаксис, грамматика и лексика при написании слов.

В тяжелых случаях пациент совсем утрачивает навыки письма.

Определить нарушения речи при инсульте у пациента можно по следующим признакам:

  • путаются похожие звуки или слова;
  • отмечается нарушение в построении даже простых предложений;
  • наблюдается неспособность грамотно построить предложение (например, вместо «я поеду на автобусе на дачу» человек говорит «я автобус дачу на поеду»);
  • отмечается заикание, частые повторения одних и тех же слов;
  • используются нецензурные выражения.

Последний признак часто вызывает переживания у родственников – даже воспитанные и интеллигентные люди после приступа часто начинают ругаться. Ученые объясняют это тем, что нецензурная лексика считается одной из самых древних и простых произношении, поэтому осаживается в подсознании каждого человека.

Иногда отмечается дизартрия – страдает качество произношения звуков. Меняется интонация, голос может стать глухим или гнусавым. В тяжелых случаях отмечается полная потеря речи при инсульте.

Нарушение речи при инсульте, причины и лечение

Какая бывает афазия?

Нарушение речи может быть различным, такое состояние зависит от того, какие именно центры пострадали во время ишемии или кровоизлияния. Каждое поле Брока отвечает за свою деятельность, по наличию конкретных признаков доктора определяют тяжесть приступа.

Виды нарушения речи при инсульте:

  • если пациент не может назвать конкретные предметы, выставляют оптико-мнестическую афазию – больной обычно вместо слова «ручка», говорит «то, чем пишут»;
  • при нарушении разговорного восприятия при сохраненном слухе диагностируют сенсорную афазию;
  • когда больной не может повторить слово или фразу, которую ему говорят, он страдает акустико-мнестической формой;
  • если человек не может говорить слова, но все понимает и может произносить слоги и буквы, выставляют моторную афазию.

Реабилитация

Как только диагностируют нарушение речи после инсульта, доктора разрабатывают реабилитационную программу: как ее восстановить и вернуть пациенту навыки социальной жизни.

Логопед определяет, какие именно навыки нарушены и разрабатывает индивидуальную программу, проводит тренинги и дает домашние задания.

Здесь успех во многом зависит не только от качества реабилитации, но и от усилий и целеустремленности самого пациента.

В программу может входить:

  • чтение коротких предложений вместе с врачом;
  • заучивание стандартных фраз с постепенным расширением лексикона;
  • рассуждение о функциональной значимости предметов;
  • по мере восстановления используются более сложные словоформы;
  • на финале пациент пересказывает предложения своими словами.

Нарушение речи при инсульте, причины и лечение

Особенности лечения нарушения речи при инсульте у каждого логопеда свои – доктор старается применять действенные методики, которые приносят результат. Лучше обращаться к проверенным и квалифицированным докторам, которые помогут обрести разговорные и социальные навыки.

В нашем реабилитационном центре проводится комплексная программа по восстановлению пациентов с нарушением речи после инсульта. Мы стараемся подбирать эффективную программу и контролируем процесс реабилитации.

Оцените на сколько
качественно и подробно описана информация

Загрузка…

Инсульт: восстановление речи

Нарушение речи при инсульте, причины и лечение

Реабилитация после инсульта

Нарушения речи зависят от типа инсульта и степени поражения мозга.
Больной может испытывать трудности в произношении слов, запоминании и в понимании чужой речи. Также возможны нарушения работы мышц лица и языка.

Восстановление речи — это важнейшая задача реабилитации. Речевую реабилитацию следует начинать сразу, как только позволит общее состояние больного и состояние его сознания. В связи с большой утомляемостью больных занятия на первых этапах проводятся по 10-15 минут несколько раз в день.

Правильную программу по восстановлению речи может составить только логопед. Он призван заниматься восстановлением у больного речи, письма, чтения и других нарушенных высших психических функций. Работа логопеда требует особой квалификации, терпения, энтузиазма, обаяния, т.е. умения «завоевать» больного, внушить ему полное доверие к себе и веру в свои силы.

Попытки самостоятельно научить больного говорить могут принести больше вреда, чем пользы. Например, если попросить больного повторить за вами название какого-то предмета, то возможно, это удастся сделать. Однако, в последствии может сформироваться эхолалия – человек будет продолжать повторять какие-то слова, но сам сказать все равно ничего не сможет.

Если у больного получается выговорить какое-то слово и вы поощряете его в частом воспроизведении этого успеха, может возникнуть словесный эмбол — больной без всякого смысла и повода будет повторять это слово, но научить его говорить другие слова окажется намного сложнее. Если пациент может повторить за вами название какого-либо предмета, не спешите радоваться. Нередко случается так, что эти слова он так и будет употреблять в исходной форме, без склонения — это называется аграмматизмом.

Зачастую восстановление речи затягивается на большие сроки, иногда на годы. Все это время больной должен амбулаторно заниматься с логопедом и близкими, обученными логопедом.

Огромную роль при реабилитации больного, перенесшего инсульт играют врачи — неврологи и терапевты. Психологи исследуют состояние речи, чтения, письма, ориентировки в пространстве, памяти, внимания и пр. Врачи и методисты по лечебной гимнастике совместно с массажистами и физиотерапевтами помогают разрабатывать движения руки и ноги больного.

Занятия для восстановления после инсульта

Врачи-психотерапевты стараются облегчить страдания больного и членов его семьи по поводу его несостоятельности в различных жизненных ситуациях.

Социальные психологи работают над тем, чтобы максимально приблизить больного к прежнему положению в семье, а если это возможно, и на работе. Они помогают ему также найти свое место в обществе.

Что можно есть после инсульта: основные правила и меню

Виды речевых нарушений

Афазия

У более трети людей, перенесших инсульт, наблюдается афазия. Больной утрачивает способность произносить слова и/или теряет понимание обращенной к нему речи при сохранении слуха.

Афазия обычно сопровождается нарушением других, связанных с речью функций, – письма (аграфия) и чтения (алексия).

Начинается лечение афазии после инсульта с медикаментозной терапии. Назначаются препараты, восстанавливающие и поддерживающие обмен веществ и кровоток в нейронах.

Упражнения с логопедом начинаются уже в острых период инсульта, когда общее состояние человека стабилизировалось и появился контакт с врачом.

Вероятность восстановления тем выше, чем чаще и дольше больной выполняет упражнения. При этом главную роль играет не сложность упражнений, а частота и длительность занятий.

Дизартрия

Для этого расстройства речи характерно нарушение правильной артикуляции, затруднения в произношении звуков речи, в результате чего речь теряет членораздельность и внятность или становится растянутой, замедленной, прерывистой. При этом остается понимание речи окружающих, чтения и письма.

Внутренняя речь (способность вести с говорящим немой диалог) при этом сохраняется. То есть больной может ответить на заданный вопрос, но ответить либо про себя, либо в письменном виде.

В отличии от афазии, при дизартрии расстройство речи вызывает ограниченная подвижность органов речи (мягкого неба, языка, губ).

Комплекс упражнений для восстановления функции языка

  1. Открыть рот. Губы растянуть в улыбке. Удерживать язык широким и расслабленным в полости рта под счет до 5–10. Следить, чтобы язык не сужался, а его кончик касался нижних зубов.
  2. Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. Высовывать язык изо рта лопатой (придать ему плоскую широкую форму), чтобы боковыми краями он касался уголков рта.

    В спокойном, расслабленном состоянии удерживать под счет до 5–10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, язык не высовывался далеко.

    Если долго не удается придать языку нужную форму, то можно:
    а) произносить с вялым языком «пя-пя-пя, бя-бя-бя»;

    б) на растянутый между губами язык выдыхать воздух и нараспев тянуть звук «и-и-и».

  3. Губы в улыбке. Для расслабления языка покусывать его по всей поверхности, постепенно высовывая и снова втягивая. Покусывания должны быть легкими.
  4. Широкий язык с силой протискивать между зубами наружу так, чтобы верхние резцы скоблили по спинке языка. Губы в улыбке.
  5. Рот открыт. Зубы оскалить. Высовывать язык наружу «иголочкой» – языку придается возможно более заостренная форма. Следить, чтобы кончик языка не загибался. Если это движение долго не получается, то можно:
    а) вытянуть язык между зубами или губами, сжимая его губами с боков;
    б) тянуться языком к отодвигаемому от него пальцу или карандашу;

    в) сильно вытягивать язык вперед, вправо, влево и, когда в углу рта он суживается, осторожно отводить его к средней линии рта и фиксировать в таком положении.

  6. Рот открыт. Губы в улыбке. Поочередно высовывать широкий и узкий язык «лопатой», «жалом», «иголочкой». Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны.
  7. Рот открыт. Губы в улыбке. Высунутый язык делать попеременно широко распластанным, «лопатой» и узким – «жалом», «иголочкой». Следить, чтобы губы оставались неподвижными.
  8. Делать такие же движения языком, но внутри полости рта, кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы. Рот открыт. Губы в улыбке, следить, чтобы они оставались неподвижными.
  9. Рот широко открыть, зубы оскалить. Высовывать широкий язык как можно дальше изо рта, а затем втягивать его как можно глубже в рот, чтобы образовался лишь мышечный комок, кончик языка становится незаметным. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
  10. Рот открыт. Губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы кончик языка касался уголков рта. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, язык не скользил по нижней губе и зубам.
  11. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого, стараясь доводить кончик до верхнего внешнего края губы. Следить, чтобы губы не натягивались на язык, язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, нижняя челюсть не двигалась.
  12. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать нижнюю губу из стороны в сторону. Кончик языка загибать до внешнего края губы. Следить, чтобы губы не натягивались на язык, язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась.
  13. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизывать губы, делая движения по кругу. Следить, чтобы губы не натягивались на язык, язык доходил до уголков рта, движение было плавным, без скачков, нижняя челюсть не двигалась.
  14. Рот закрыт. Облизывать зубы под верхней губой из стороны в сторону, постепенно загибая кончик языка все больше. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы сомкнуты.
  15. Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней губой из стороны в сторону, постепенно загибая кончик языка все больше. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы сомкнуты.
  16. Рот закрыт. Облизывать зубы под губами по кругу, загибая кончик языка как можно больше. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы сомкнуты.
  17. Рот открыт. Облизывать зубы под верхней губой, кончик языка заворачивая как можно больше. Следить, чтобы рот был закрыт, нижняя челюсть не двигалась.
  18. Рот открыт. Облизывать нижние зубы под губой, как можно больше заворачивая кончик языка. Следить, чтобы рот был закрыт, нижняя челюсть не двигалась.
  19. Рот открыт. Облизывать зубы под губами, выполняя движение по кругу, как можно больше загибая язык. Следить, чтобы рот не закрывался, нижняя челюсть не двигалась.
  20. Рот закрыт. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
  21. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженный язык упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались.
  22. Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает движения вверх-вниз. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
  23. Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу от крайнего коренного с одной стороны до крайнего коренного с другой. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
  24. Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по нижним зубам, прикасаясь к каждому зубу, от крайнего коренного с одной стороны до крайнего коренного с другой стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.
  25. Переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок, горох и т. п.
Читайте также:  Что такое синдром запястного канала и как его лечить

Как восстановиться после инсульта в домашних условиях

Если больной не говорит, с ним необходимо разработать систему условных знаков или звуков. Возможно, разных на случай различных потребностей, но подчас допустимо обойтись только сигналами «да» и «нет». Например, для совсем невладеющих мышцами лица больных самым распространенным вариантом является моргание как «да» и закрытые глаза как «нет».

Правила общения с больными, страдающими расстройством речи

Каждому больному требуется индивидуализированный подход. Приемы, которые помогают быстрейшему восстановлению речи у одного больного, не всегда могут быть использованы в той же последовательности и в той же системе при работе с другими, похожими на него больными.

Как правило, упражнения, подобранные логопедом в начале восстановительного цикла, носят неречевой характер. Это складывание пазлов, рисование, конструирование фигур с помощью кубиков. Подойдет игра в карты, домино, лото. На следующих этапах пациентам дают задания совместить картинку и подпись к ней. Восстановление навыков письма проводят с помощью записи под диктовку слов и цифр.

Занятия с логопедом должны проводиться в тишине. Посторонние шумы, работающий телевизор или радио мешают пациенту с нарушенной речью гораздо больше, чем здоровому человеку.

  • Больше разговаривайте в его присутствии. Он обязательно должен участвовать в общих беседах, это ускоряет выздоровление и улучшает эмоциональный фон.
  • Занятия с логопедом надо проводить как можно раньше с момента выявления нарушений речи. Наиболее продуктивны первые три недели от момента заболевания. Затем компенсаторные возможности организма постепенно уменьшаются.
  • Старайтесь обращаться к больному с короткими и четкими фразами.
  • Когда беседуете с больным, говорите медленно, хорошо выговаривая слова.
  • Не повышайте голос при общении с больным и не сюсюкайте. Афазия – это не глухота и не слабоумие.
  • Задавайте на первых порах такие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».
  • Старайтесь не прерывать больного – путь выскажет свою мысль до конца, даже если это получается не так быстро, как хотелось бы

Окружающие больного люди должны понимать, что на интеллекте афазия никак не сказывается. Не следует относиться к нему как к психически больному иначе у больного может развиться депрессия. Расстройство речи связано с речевым аппаратом.

Уважаемые читатели, статьи носят ознакомительный характер. Перед применением рекомендаций необходимо проконсультироваться с врачом.

Довольных гостей нашего санатория ежегодно Территория санатория с волшебной природой, в котором растут многовековые деревья, чистый воздух и тишина. Наш санаторий оказывает лечебно — оздоровительные услуги

Нарушение речи при инсульте, причины и лечение

Расстройства речи, чтения и письма после инсульта. Как родные и близкие больного могут ему помочь?

Авторы:

Кадыков Альберт Серафимович – д.м.н., профессор, руководитель неврологического отделения ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.

Черникова Людмила Александровна — д.м.н., профессор.

Шахпаронова Наталья Владимировна — д.м.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.

Нарушение речи при инсульте, причины и лечение

Афазия, встречающаяся почти у трети больных, перенесших инсульт, это своеобразное расстройство мышления, при котором нарушается возможность правильно оперировать словами.

В одних случаях больной не может составить фразу или вспомнить нужное слово, в других перестает понимать речь окружающих.

Однако, как правило, у больных с афазией полностью сохранены интеллект, образное мышление, зрительная память, зрение, слух, с опорой на которые и работает специалист по восстановлению речи.

Кроме афазии у больных, перенесших инсульт, встречается и другой вид речевого расстройства — дизартрия, для которой характерно нарушение правильного произношения звуков и слов. В отличие от больных с афазией при дизартрии сохранены «внутренняя речь» (речь про себя), понимание речи окружающих, чтение и письмо.

Восстановление движений и речи не всегда идет параллельно. Процесс восстановления речи иногда происходит несколько медленнее, чем восстановление движений, и может продолжаться и год, и два, а в некоторых случаях три и даже более лет.

И здесь роль семьи неоценима, тем более что логопедическая служба имеется лишь в нескольких городах страны.

Родственники, получив необходимую консультацию у логопеда или врача, знакомого с проблемой логопедического обучения, в значительной степени могут помочь больному в восстановлении речи и таких тесно связанных с речью функций как чтение и письмо. Помощь в этом могут оказать различные пособия по коррекции речи.

Занятия по восстановлению речи рекомендуется начинать уже в первые 1-2 недели после инсульта. Именно в это время наблюдается наибольшая эффективность восстановительного обучения.

Родным и близким больного необходимо знать, что интеллект при нарушении речи, как правило, не страдает и к больному с афазией нельзя относиться как к полупомешанному или как к неразумному ребенку. Даже при грубых нарушениях речи сохраняется не только логичность мышления и адекватная реакция на окружающее, но и творческие способности.

Так, известный русский композитор Альфред  Шнитке, страдая последние годы жизни речевыми нарушениями в результате повторных инсультов, продолжал сочинять прекрасную музыку.

Моторная афазия

Моторная афазия развивается при поражении заднелобных отделов левого полушария (т.н. речевой зоны Брока). Расположенный в этой области центр моторной речи регулирует не только выбор звуков, слогов и слов в процессе речевого высказывания, но и выбор предлогов, окончаний существительных и глаголов, т.е. организует синтаксическое оформление предложения.

При поражении этой области больной застревает на каком-либо слове и слоге и несколько раз его повторяет, либо с трудом переходит к следующему слову, в результате чего в речи возникают длительные паузы. В наиболее тяжелых случаях речь полностью отсутствует или больной способен повторять лишь отдельные слова.

Больных с нарушением собственной речи, в основном встречающимся при моторной афазии, важно побуждать к собственным высказываниям, строить разговор с ними в виде беседы, диалога, чаще обращаться с каким-нибудь вопросом при выполнении ими работы по дому. За обеденным столом, за просмотром телепередач.

Сам больной, особенно на первых порах, при ответах, не должен торопиться, стараясь произносить слово или фразу четко и медленно.

Иногда занятия, проводимые с больным его родственниками, ограничиваются лишь упражнениями в названии и повторении отдельных предметов, как правило, существительных в именительном падеже.

И в дальнейшем по мере восстановления речи у них может выработаться т.н.

«телеграфный стиль», когда такой больной вместо фразы «Вынь из холодильника тарелку с ветчиной» говорит «Холодильник, тарелка, ветчина».

Во избежание этого надо сразу же стремиться к формированию речи, состоящей хотя бы на первых порах из коротких фраз типа «здравствуйте», «хочу пить», «дайте хлеб», «идем гулять».

Большую роль в восстановлении собственной речи играют методики «расстормаживания». Расстормаживание речевой функции возможно за счет вовлечения сохраненных речевых автоматизмов: порядковый счет до десяти, название дней недели и месяцев года, куплеты любимых песен и строфы знакомых стихотворений.

По мере восстановления речи в занятиях с больным переходят к повторению относительно простых фраз, тема которых подсказана последними событиями дня: «Сегодня был врач. Я чувствую себя лучше. Сейчас я буду обедать. Дайте мне лекарство».

  • По мере улучшения речи больного от диалога переходят к восстановлению монолога — собственному речевому высказыванию больного и осуществляется это восстановление в несколько этапов:
  • — Пересказ рассказанного логопедом или прочитанного больным текста (первоначально очень простого, в дальнейшем –более сложного);
  • — Рассказ по картинке;
  • — Рассказ на заданную тему: «в магазине», «в аптеке», «в театре», биографии известных больному писателей, ученых, общественных деятелей;
  • — Рассказ о собственной жизни, о проведенном дне;
  • — Коллективное (в семье, логопедической группе) обсуждение какой-либо темы.
Читайте также:  Остеохондроз L4-S1, причины, симптомы и лечение

На определенном этапе восстановления речи имеет смысл использование магнитофона. Больной прослушивает наговоренный им текст, находит сделанные ошибки, повторяет его и снова слушает запись.

Сенсорная афазия

В задних отделах височной доли левого полушария головного мозга расположен центр понимания речи окружающих (центр Вернике), принимающий участие в восприятии на слух специфических звуков речи (фонем) и осуществляющий слухоречевую память. При поражении зоны Вернике возникает нарушение понимания речи окружающих, в основе которых лежит нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти.

  1. Понимание речи включает три основных компонента:
  2. — Понимание значения слова;
  3. — Понимание значения предложения;
  4. — Понимание значения целевого высказывания.

Соответственно восстановлению понимания речи также проходит три этапа: от понимания значения слова к пониманию предложения, а затем и высказывания в целом.

Большое значение имеет угадывающее понимание, когда больной не понимает высказывания в целом, но по отдельным понятным ему словам и по ситуации может угадать, что хочет сказать собеседник.

Это иногда вводит в заблуждение родных, ошибочно полагающих, что больной все хорошо понимает.

Самым губительным для восстановления речи является так называемая «речевая изоляция» больного, когда он предоставлен сам себе, с ним мало разговаривают, его не приглашают для участия в общей беседе, для обсуждения домашних проблем.

Для стимуляции понимания речи окружающих используют беседы, в основном, на простые темы. Спрашивают у больного, хочет ли он есть, пить, пойти погулять, спать, просят его передать какой-либо предмет (не показывая на него пальцем), или произвести какое-либо действие (встать, сесть, взять вилку, включить телевизор и т.д.).

Если больной затрудняется выполнить действие или показать предмет, необходимо подсказать ему и повторно его попросить. После освоения простых операции круг предметов и действий расширяется.

Чтобы больной с сенсорной афазией осознал свой речевой дефект, ему предлагают списать несколько простых слов или решить простые арифметические  параметры. Больному надо деликатно показать его ошибки.

Та как у него нарушено понимание речи, объясняться с ним приходится с помощью мимики и жестов. Если больной игнорирует жесты и мимику собеседника, можно подчеркнуть его ошибки красным карандашом.

Для восстановления понимания речи используют картинки с изображением различных предметов, животных, частей тела, с подписями к ним. Удобно использовать картинки из детского лото.

Больного просят разложить подписи к предметным картинкам, обозначающие их слова, написанные на отдельных маленьких полосках бумаги. Когда больной научится справляться с этим заданием, предлагают списывать эти подписи и читать их вслух.

Восстановление чтения и письма

Параллельно с речевым общением и занятиями по восстановлению устной речи больных необходимо обучать чтению и письму, т.к. восстановление этих функции в значительной степени будет способствовать  и восстановлению речи. Если нет надежд на восстановление письма правой рукой, следует учить больного писать левой.

Лучше начинать обучение письму, чем печатанию на машинке/компьютере, т.к.  письмо прописью тесно связано с функцией речи. В дальнейшем при удовлетворительном восстановлении навыков письма прописью можно начать обучение печатанию на машинке/компьютере, особенно в тех случаях, когда больной владел уже ими до болезни.

Чтение лучше начинать с печатных слов, письменные задания больному стараться на первых порах писать печатными буквами и лишь в дальнейшем переходить на прописные буквы, написанные разборчиво и четко. С первых дней, еще до полного восстановления функции чтения следует больному давать просматривать газеты и журналы, которые он имел обыкновение читать до болезни, т.к.

у больных даже с нарушением функций аналитического чтения часто сохраняется возможность угадывающего чтения.

  • Для проведения занятий по восстановлению речи, чтения, письма требуются различные пособия:
  • — Предметные и сюжетные картинки (их можно вырезать из детских книг, журналов);
  • — Разрезная азбука, букварь;

— Книги для чтения; на первых порах это книги для младшего возраста: сказки, рассказы, например Л.Н. Толстой, учебники русского языка для иностранцев.

Занятия по восстановлению речи при хорошем общем состоянии больного проводятся по 30-60 минут 1-3 раза в день. Однако многие больные не могут долго концентрировать свое внимание. При длительном умственном напряжении у них возникают головные боли, головокружение, повышается кровяное давление.

В этих случаях занятия следует проводить по 10-15-20 минут, но количество их в течение дня увеличить до 5-7 раз.

Однако, стремясь почаще проводить восстановительные занятия, не надо оказывать психологическое давление, когда больной плохо себя чувствует или не в настроении; не следует прерывать, если он хочет что-либо сказать, но это плохо получается.

Нарушение речи после инсульта

Инсульт — состояние, при котором происходит острое нарушение кровообращения в церебральных артериях, что в итоге приводи к стойкому снижению или утрате функций конечностей и внутренних органов, иннервируемых пораженным участком мозга. Специалисты выделяют две формы инсульта: геморрагическую и ишемическую, при этом ишемическая форма наблюдается  2,5 раза чаще, чем геморрагическая. При ишемическом инсульте происходит перекрытие (окклюзия) просвета мозговой артерии, за счет этого к нейронам перестают поступать питательные вещества. При геморрагической форме механизм развития инсульта другой, происходит разрыв артериального сосуда головного мозга с излитием крови в ткани головного мозга и их пропитывание. В результате геморрагического инсульта возможно смещение (дислокация) головного мозга с развитием тяжелых осложнений вплоть до летального исхода. Поражение левого полушария приводит к дислексии или полной утрате речевой способности. Речь после инсульта может восстанавливаться, и в большинстве случаев эффективное восстановление зависит от вовремя оказанной медицинской помощи. 

Потеря речи — серьезное последствие инсульта

Если потеряна речь при инсульте, это может говорить о тяжелом поражении головного мозга.

В большинстве случаев происходит поражение левого полушария, а отсутствие речи, которое называется афазией, говорит о возникновении геморрагической формы инсульта.

В исключительно редких случаях бывает локальный тромбоз в области речевого центра, с полной или частичной утратой речевой функции в результате ишемии. 

Восстановление речи

Как было сказано выше, появление афазии в результате инсульта чаще всего говорит о наличии. Геморрагической формы инсульта в левой половине коры больших полушарий.

Клинический Институт Мозга занимается не только нарушением речи при инсульте геморрагической формы, но и нарушением речи после ишемического инсульта.

Ще раз стоит повторить — восстановление речи после инсульта наиболее эффективно при квалифицированном высокотехнологичном лечении, которое можно получить на базе Клинического Института Мозга. 

Прогноз для пациента

Прогноз во многом зависит от того на сколько быстро был госпитализирован пострадавший и какая выбрана тактика лечения. Также во многом прогноз зависит и от реабилитационных мероприятий. Только комплексный подход к лечению и последующему восстановлению после инсульта может дать максимальный эффект. В таком случае при инсульте потеря речи будет временной. 

Первая помощь

Если произошел инсульт, пропала речь — это очень тревожный знак. Необходимо незамедлительно сообщить в скорую медицинскую помощь о таком случае. Речевой инсульт может быть первым проявлением обширного геморрагического инсульта и лучше будет госпитализировать такого пострадавшего в самые ранние сроки.

Источник: https://www.neuro-ural.ru/patient/dictonary/ru/n/narushenie-rechi-posle-insulta.html

Если у Вас есть вопросы по проблеме, Вы можете задать их нашим специалистам онлайн: https://www.neuro-ural.ru/patient/consulting/

Нарушение речи после инсульта. Признаки, диагностика, восстановление афазии

2019-07-25

15 миллионов человек в мире ежегодно переносят инсульт. Частые проблемы, с которыми сталкиваются люди после инсульта, — нарушение движения, глотания, а также речи. Нарушение речи встречается у каждого третьего пациента после внезапного нарушения кровообращения.

https://www.youtube.com/watch?v=V2NS28HI8rs

Речь — важнейшая часть жизни человека, позволяющая познавать мир, выражать мысли, обмениваться информацией и передавать свой опыт другим людям. В основе речи — лексика, грамматика, синтаксис, фонетика. Если один из компонентов нарушается, у человека возникают проблемы с функционированием речи, или афазия.

  • Человек испытывает трудности при назывании распространённых предметов;
  • Использует одно слово или слог в любых ситуациях общения;
  • Путает правильный порядок слов;
  • Теряет способность грамматически верно выражать свои мысли. (Например, хочет сказать: «Птица села на ветку», а вместо этого получается: «Ветка птица села»);
  • Путает сходные по артикуляции звуки;
  • Не понимает речь других людей и не может повторить фразу;
  • Использует нецензурную лексику.

Последний признак особенно пугает родственников пациентов после инсульта. Даже интеллигентные люди, которые до инсульта не употребляли обсценную лексику, вдруг начинают говорить матом.

С чем это связано? Матерная речь находится в глубоких слоях памяти и имеет древнюю структуру. За столетия существования обсценная лексика не изменилась ни морфологически, ни орфоэпически.

И если человек теряет возможность говорить на своём языке, он обращается к словам, которые глубоко засели в памяти.

У пациентов с афазией также встречается такое расстройство, как дизартрия, то есть нарушение звукопроизношения. Речь после инсульта может стать невнятной, глухой, голос – гнусавым. Дизартрия иногда сопровождается проблемами с дыханием и глотанием.

Иногда нарушение речи после инсульта имеет временный характер: речь восстанавливается самостоятельно в течение нескольких недель. К сожалению, так происходит далеко не всегда.

Человеку с афазией нужно как можно скорее обратиться к специалисту за диагностикой, чтобы выявить тип и степень нарушения речи, а также составить план для восстановления.

И даже спустя годы после инсульта речь может улучшаться после занятий, поэтому важно не пускать восстановление речи на самотёк, а пройти лечение у специалистов.

Нарушениями речи после поражения мозга занимаются нейропсихологи и логопеды. Специалисты проводят комплексное тестирование и дают задания на все аспекты использования языка.

Как правило, тестирование включает повторение услышанной речи, описание серии визуальных изображений, а также беседу со специалистом.

В разных странах нейропсихологи и нейролингвисты разрабатывают диагностические тесты с учетом культуры и ментальных особенностей жителей.

Афазия возникает из-за поражения речевых зон коры полушарий головного мозга или их проводящих путей. Проявляться она может по-разному. Все зависит от того, какие именно участки мозга пострадали во время инсульта.

Моторная афазия – нарушение речи после инсульта, при котором человек с трудом произносит слова, но справляется с произнесением отдельных звуков и понимает речь других. Тяжёлая моторная афазия характеризуется полным отсутствием речи.

Читайте также:  Спондилоартроз грудной, причины, симптомы и лечение

Сенсорная афазия (афазия Вернике) характеризуется нарушением понимания речи при сохранении слуха и способности говорить. Иногда в разговоре пациенты путаются в словах, забывают названия предметов и явлений, заменяют одни звуки другими.

Акустико-мнестическая афазия — невозможность удерживать в памяти воспринятую на слух информацию. Пациент не может повторить услышанную фразу.

Оптико-мнестическая афазия — нарушение номинативной функции речи (называния предметов) и представления предметов по названному слову. Пациенты не могут описать зрительные образы и поэтому говорят о функциональном назначении предмета: «То, чем дверь открывают», «То, чем рисуют».

Реабилитация после инсульта: лечение афазии

После проведения диагностических тестов специалист устанавливает, какие именно аспекты речи у человека нарушены, а дальше их тренирует.

Специалист ставит цели для пациента и помогает достичь их с помощью упражнений.

Логопед может читать короткие тексты вместе с пациентом, предложить пациенту записывать слова по буквам, показывать предметные картинки и раскладывать под ними подписи, записывать имена близких людей и названия городов.

Примеры целей:

  • Восстановление простейших речевых конструкций;
  • Понимание ситуативной речи;
  • Увеличение словарного запаса;
  • Объяснение функциональных значений предметов;
  • Понимание и выполнение речевых инструкций (например, взять стакан, поднять руку, отодвинуть тетрадь);
  • Восстановление базовых навыков письменной речи (пациент должен заполнить короткую анкету о себе);
  • Расширение объема слухоречевой памяти (пациент должен запоминать адреса и номера телефонов, пересказывать рассказы).

Для пациентов с тяжёлой афазией специалист может подобрать систему альтернативной коммуникации при помощи карточек, специальных приставок, таблиц или алфавита. Это важно, чтобы человек мог принимать решения в бытовых ситуациях и говорить о них близким.

Уход за пациентами с афазией

Неспособность выражать свои мысли и понимать других – большой стресс для любого человека. Проблемы с речью могут расстраивать человека и быть причиной депрессивных состояний.

  • Если афазия коснулась вашего близкого, постарайтесь относиться к ситуации с пониманием и соблюдать несколько правил во время общения с ним:
  • Избегайте сложных слов и длинных предложений;
  • Говорите чётко и медленно;
  • Постарайтесь говорить так, чтобы человек видел ваше лицо и губы;
  • Используйте карточки с изображением предметов, чтобы человеку было легче вас понять;
  • Не торопите человека с ответом: после инсульта реакция может быть замедленной в несколько раз.
  • Если вас не поняли с первого раза, попытайтесь сказать это снова. Не требуйте реакции и не раздражайтесь, если человек не может ответить на ваш вопрос.

Расстройства речи после инсульта. Формы афазии

Геморрагический и ишемический инсульт — это всегда серьезная катастрофа для организма. Поражение того или иного участка мозга влечет за собой сложные неврологические нарушения функций органов и систем – параличи, парезы, парестезии, разные расстройства речи и памяти.

По социальной значимости частоте возникновения осложнений после инсульта, на первом месте находятся двигательные дисфункции конечностей (параличи и парезы), второе место занимают различные нарушения речи. Дисфункция речи, которая возникает после инсульта, называется афазией. В зависимости от того, какой участок мозга пострадал, различают разные формы афазии.

Формы афазии

В качестве примера одной из форм афазии приведем случай Н., которая задала следующий вопрос на нашем сайте:

Уважаемый доктор. Мужу 54 г, неделю назад ему стало плохо, повысилось давление, сильно болела голова, правая рука и нога занемели, уголок рта опустился. В больнице сказали, что у мужа ишемический инсульт.

Кроме того, у него сильно изменилась речь, он стал очень медленно разговаривать, говорит отдельными фразами, не может вспомнить некоторые слова.

Скажите, пожалуйста, пройдет ли это, сможет ли муж нормально разговаривать? Правая рука и нога работают, но как бы онемевшие.

Комментирует врач-вертеброневролог, д.м.н., проф. А.Н. Войцицкий.:

В данном случае у пациента развилась моторная афазия – дисфункция речи после перенесенного ишемического инсульта.

Моторная афазия развивается, когда поражаются нижние отделы лобных долей, центра Брока — это участки коры головного мозга, которые отвечают за моторную организацию речи и за произношение.

Моторная афазия характеризуется невозможностью выговаривать слова и предложения. Речь замедленная и немногословная, требующая больших усилий. Пациент понимает, когда к нему обращаются, но сам говорить не может.

В описанном случае, судя по всему, инсульт был не тяжелый, паралича нет, только парезтезия конечностей. Это значит, что речь может полностью восстановиться.

Для этого необходимы постоянные упорные занятия не только со специалистами, но и дома. Родственники должны всячески помогать больному, стимулировать его разговаривать. Но также важно не переутомлять больного.

Конечно же, показана качественная реабилитация после инсульта и лечение существующих расстройств.

Кроме того, существуют еще другие формы расстройства речи после инсульта:

Сенсорная афазия. При поражении мозгового центра Вернике развивается данная форма речевого расстройства, которая характеризуется непониманием речи. Речь больной воспринимает как набор бессмысленных звуков.

Страдает также и его речевые способности. В речи больного присутствует множество бессмысленных слов, он может правильно произносить отдельные слова, но ему сложно связать их в предложение.

При этом больной не осознает, что у него нарушена речь и раздражается, когда его не понимают.

Амнестическая афазия. Больной может воспроизводить связную речь, у него сохранено понимание, но не может вспомнить, как называются отдельные знакомые предметы, их значение, ему также трудно воспроизводит слова по буквам. Амнестическую афазию можно назвать самой минимальной дисфункцией речи. Семантическая афазия. Больной понимает значение отдельных слов, но не понимает сложных устных и письменных грамматических оборотов речи (пословиц, поговорок). У него утрачивается возможность воспринимать речь по окончаниям, союзам, предлогам, сравнениям и определениям. Тотальная афазия наступает при обширных инсультах при одновременном поражении сенсорного и моторного центров речи. Пациент не понимает обращенной к нему речи и сам не может говорить, или говорит отдельные короткие слова типа «ей», «да», «нет». Тотальная афазия самая тяжелая форма речевого расстройства после инсульта. Сразу после определения вида афазии пациенту можно приступать к восстановлению речи. По статистике, ранние упражнения по восстановлению речи, дают положительные результаты, и около 30% пациентов до выписки из стационара начинают понимать речь. Однако тяжелые формы афазии часто не удается вылечить полностью. Период реабилитации длительный и тяжелый, требует регулярных занятий с больным. Нередко некоторые виды афазии остаются на всю жизнь.

В этой статье мы постарались ответить на Ваши вопросы:

  • Какие нарушения речи могут стать следствием инсульта?
  • Что такое афазия после инсульта?
  • Профилактика атеросклерозаВсем известно, что любое заболевание легче предупредить, чем лечить. Атеросклероз не исключение. Атеросклероз встречается и у молодых людей, и также есть старики, у которых нет атеросклероза. Профилактикой заболевания является здоровый образ жизни. подробнее »»
  • Причины возникновения атеросклерозаПервичными причинами развития атеросклероза являются некоторые генетические заболевания, при которых наблюдается повышение уровня триглицеридов или липопротеинов низкой плотности с раннего возраста.Хронические заболевания, которые способствуют нарушению липидного и минерального обмена и с возрастом усугубляют течение атеросклероза, относятся к вторичным причинам развития атеросклероза. подробнее »»
  • Облитерирующий атеросклерозОдной из сложных разновидностей атеросклероза является облитерирующий атеросклероз. Понятие «облитерирующий» можно трактовать как «закрывающий проход». подробнее »»
  • Методы лечения атеросклероза подробнее »»
  • Диета при атеросклерозеНа данный момент разработаны диеты 2 ступеней, которые применяются для пациентов с высоким риском развития атеросклероза и непосредственно, при выставленном диагнозе – атеросклероз. подробнее »»

Речевые нарушения в остром периоде геморрагического инсульта — международный студенческий научный вестник (электронный научный журнал)

1

Адиян А.А. 1
1 Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

1. Шорох – Троцкая, М.К. Стратегии и тактика восстановления речи / М.К. Шорох – Троцкая. М.: ЭКСМО Пресс, В.Секачев, 2001. 432 с. 2. Хомская Е.Д. Нейропсихология. / Е.Д. Хомская. СПб.: Питер, 2003. 496 с.
3. Столярова Л.Г.

Афазия при мозговом инсульте / Л.Г. Столярова. М.: «МЕДИЦИНА», 217 с.

В мире ежегодно инсульт диагностируется у более чем 6 миллионов человек, в России – у более чем 450 тыс.

Подобное состояние означает нарушение кровообращения в головном мозге вследствие различных причин, в результате чего происходит либо некроз – тогда говорят об ишемическом инсульте (инфаркте мозга), либо излитие крови в ткань мозга – тогда говорят об инсульте по геморрагическому типу.

Кровоизлияния в мозг встречаются реже, однако летальность от них значительно выше; они возникают внезапно, днем, чаще у молодых, в то время как инфаркты мозга могут сопровождаться периодом предвестников и возникают чаще ночью или утром, среди полного покоя.

Геморрагический инсульт головного мозга – это внезапное нарушение церебрального кровообращения с образованием гематомы или пропитыванием кровью нервной ткани. Повреждение вещества мозга влечет за собой значительные неврологические расстройства вплоть до полной потери двигательной и чувствительной функции, а также нарушения глотания, речи, дыхания.

Л.Г. Столярова отмечала, что афазический синдром имеет различный характер и разное обратное развитие в зависимости от того, вызван ли он кровоизлиянием в мозг или развитием очага размягчения.

Для афазии, возникающей вследствие геморрагического инсульта, типичны смешанный характер речевых расстройств, быстрый темп и значительная степень восстановления речи часто без применения специального логопедического обучения, меньшее по тяжести поражение речевых функций по сравнению с двигательными.

При ишемическом инсульте афазический синдром и его обратное развитие зависят от уровня поражения сосудистой системы и характера этого поражения.

При геморрагическом инсульте большая степень поражения какой-либо из сторон речи (моторной или сенсорной) не находится в прямой зависимости от близости расположения очага к соответствующей речевой зоне. При афазии, возникшей вследствие геморрагического инсульта, очаг расположен обычно вдали от корковых речевых областей мозга.

Афазия, возникающая вследствие геморрагического инсульта, связана с распространением на речевые зоны коры мозга отека и охранительного торможения.

Одинаковое влияние очага на различные отделы коры очевидно и приводит к тому, что в большинстве случаев как моторные, так и сенсорные речевые функции страдают в равной мере, и афазия представлена как тотальная или смешанная [3; 76 c.].

Отсутствием очагового, анатомического повреждения речевых областей объясняется быстрое и значительное восстановление речи у больных, переживших геморрагический инсульт, а также диссоциация в степени восстановления речи и движений – значительная степень восстановления речи и стойкость грубого двигательного дефекта.

Проиллюстрируем выше сказанное примером больного. Пациент Д., 39 лет. Внутримозговое кровоизлияние в области базальных ядер слева. Базальные ядра левой гемисферы от 20.02.14.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *