Нарушение речи, причины и лечение

Речь — необходимый элемент нашей жизни. Малыши с детства учатся произносить звуки, а затем и слова. Если ребенок научился говорить, то он может спокойно общаться со своими сверстниками, вступать в контакт, играть, познавать мир.

Ребенок с радостью будет ходить в детский сад или школу. Нарушение речи, причины и лечениеВ

К сожалению существуют дети с нарушением речевого развития. Такие дети становятся объектами насмешек сверстников, они замыкаются в себе. Учеба дается им тяжело, в основном из-за психологического фактора.

Они становятся раздражительными, начинают отставать от сверстников. Чтобы не попасть в такую ситуацию, позаботьтесь о развитии речи своего ребенка заранее. К клинике «Epihelp» опытный персонал проведет подробную диагностику.

По результату обследования назначается лечение.

Причины нарушения речи у детей

Еще во время протекания беременности будущей маме необходимо следить за своим питанием, состоянием здоровья. Наблюдаться, чтобы не было внутриутробных патологий.

На ребенка могут повлиять:

  1. Гипоксия.
  2. Недоношенность.
  3. Использование запрещенных препаратов во время беременности.
  4. Вредные привычки.
  5. Стрессы мамы.
  6. Родовые травмы.

Большое влияние на развитие речи оказывают психологические травмы, болезни.

Виды нарушения речи у детей

  1. Заикание.
  2. Дизатрия. Тихий голос, нечеткое произношение, нарушено дыхание. Речь может быть либо быстрой, либо замедленной.
  3. Алалия. Повреждение головного мозга, вследствие чего речь слышит, но не воспринимает.
  4. Дислалия. Трудное произношение согласных.

Нарушение речи, причины и лечение

Если малыш в 1 год не говорит слов или к 2 годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и врачи зачастую считают, что нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно если ребенок — мальчик.

У ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается упущенной возможностью для начала своевременной помощи.

Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития непросто, но очень важно. Существует много различных причин и видов нарушений речевого развития. Способы коррекции и лечения в разных случаях существенно отличаются. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.

Запишитесь на консультацию к опытному врачу неврологу в клинике «Epihelp». Вы получите развернутый ответ и подробный план дальнейших действий. Все это повлияет на скорейшее развитие речи вашего ребенка.

Диагнозы логопеда

Лунина Анна Викторовна Детский логопед — дефектолог Нарушение речи, причины и лечение

В последние годы, к сожалению, нарушения речи у детей встречаются всё чаще и чаще. Выявить нарушения речевого развития может на своих приёмах педиатр, невролог, психолог.

Логопед проводит диагностику речевого развития, собирает анамнез и на этом основании делает логопедическое заключение.

Какие диагнозы может поставить логопед и какие направления в коррекции речевых дефектов важно учитывать для их компенсации расскажу в этой статье.

ЗРР – задержка речевого развития. Это патология, возникающая у детей с сохранными интеллектуальными способностями, при которой нарушены сроки появления речи, имеется скудный словарный запас, дефекты произношения, страдает грамматическое оформление речи и образование звуков. Иногда родители не замечают отставания в речевом развитии ребенка.

Они считают, что речь появится самопроизвольно, до тех пор, пока не поймут, что их малыш говорит гораздо меньше и хуже сверстников. Его речь поздно появляется или медленно развивается и малопонятна. Он не может озвучить свои мысли, хотя понимает то, что ему говорят.

На консультации логопед определяет степень задержки речевого развития, рекомендует консультацию невролога (для исключения тяжёлых нарушений органического характера), может также направить на консультацию к ЛОРу (для проверки слуха), педиатра (показатели общего физического здоровья также важны для своевременного развития высших психических функций).

Детям с задержками речевого развития рекомендованы занятия логоритмикой, занятия с психологом, логопедом (групповые и/или индивидуальные) на стимуляцию речевой активности.

Алалия – это системное недоразвитие речи, в основе которого лежат трудности усвоения языка. Это органическое нарушение центрального характера, при котором происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга.

Алалию вызывают органические поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном развитии плода или раннем периоде развития ребенка. Речь ребёнка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем.

Поставить диагноз поможет всестороннее обследование у невролога, ЛОРа, психиатра, педиатра. Логопед на консультации определяет форму алалии (моторную, сенсорную, смешанную) и рекомендует посещение логопедического детского сада.

Занятия при алалии с логопедом, дефектологом, нейропсихологом, психологом обязательны и должны носить регулярный, системный характер и под наблюдением невролога.

ОНР – общее недоразвитие речи. Это системное нарушение, при котором страдает формирование всех компонентов речи. Ребёнок разговаривает, но речь страдает на звуковом, слоговом, грамматическом уровне, нарушается смысловая составляющая и понимания речи, и самостоятельного речевого высказывания.

Может выступать как самостоятельное нарушение, так и в составе других нарушений или являться следствием других речевых патологий. Специалисты выделяют 3 (4) уровня ОНР. Коррекция этого нарушения успешнее всего проходит в логопедическом детском саду или в логопедической группе детского сада.

Рекомендуется наблюдение у невролога и, в составе общей коррекционной работы, занятия с нейропсихологом, дефектологом.

Дизартрия — возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи.

Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений (движений органов речи), нарушение голосообразования и дыхания. Дизартрия речи может быть самостоятельным речевым дефектом, а также может входить в состав более сложных речевых расстройств.

Дизартрия тот случай, когда в народе говорят «каша во рту». Сильно страдает произносительная сторона речи, звукопроизношение.

Родители могут заметить не только нечёткое произнесение звуков, но и недостаточную координацию у детей, неуклюжесть, неопрятность, неловкость в артикуляционной и мелкой моторике; может быть повышенная саливация (слюнотечение разной степени), возможна асимметрия в работе мышц языка, щёк (при высовывании языка и выполнении им заданных движений, надувании щёк и пр.

), назализация голоса (гнусавый, носовой оттенок речи). Логопед на диагностике определяет вид дизартрии, обращая внимание на состояние мышц артикуляционного аппарата (гипер/гипотонус) для правильного подбора вида и способов артикуляционного массажа. Коррекция такого нарушения будет успешнее, если в работе участвуют невролог, врач-физиотерапевт, массажист, специалист по ЛФК, нейропсихолог. Детям показаны регулярные логопедические занятия с использованием логопедического массажа, тейпирования.

ФФНР – фонетико-фонематическое нарушение речи. Это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с нарушением восприятия (фонематический слух) и произношения звуков. К этой категории относят детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными звуковыми заменами, смешениями, пропусками, искажениями звуков (чай – тяй, щётка – сётка, кошка – коська, самокат – фамокат, мебель – небель, космонавт — косёнат и пр.

) Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам.

Наряду с этим у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре и звуконаполняемости слов (пувица- пуговица, кода-сковорода, нига-книга, мот-мост). То есть ребёнок может пропускать целые слоги, переставлять местами, пропускать звуки в словах.

Успешность коррекционной работы с таким нарушением зависит от регулярных, системных индивидуальных занятий с логопедом.

Заикание у детей

Расстройства речи после инсульта. Формы афазии

Геморрагический и ишемический инсульт — это всегда серьезная катастрофа для организма. Поражение того или иного участка мозга влечет за собой сложные неврологические нарушения функций органов и систем – параличи, парезы, парестезии, разные расстройства речи и памяти.

По социальной значимости частоте возникновения осложнений после инсульта, на первом месте находятся двигательные дисфункции конечностей (параличи и парезы), второе место занимают различные нарушения речи. Дисфункция речи, которая возникает после инсульта, называется афазией. В зависимости от того, какой участок мозга пострадал, различают разные формы афазии.

Формы афазии

В качестве примера одной из форм афазии приведем случай Н., которая задала следующий вопрос на нашем сайте:

Уважаемый доктор. Мужу 54 г, неделю назад ему стало плохо, повысилось давление, сильно болела голова, правая рука и нога занемели, уголок рта опустился. В больнице сказали, что у мужа ишемический инсульт.

Кроме того, у него сильно изменилась речь, он стал очень медленно разговаривать, говорит отдельными фразами, не может вспомнить некоторые слова.

Скажите, пожалуйста, пройдет ли это, сможет ли муж нормально разговаривать? Правая рука и нога работают, но как бы онемевшие.

Комментирует врач-вертеброневролог, д.м.н., проф. А.Н. Войцицкий.:

В данном случае у пациента развилась моторная афазия – дисфункция речи после перенесенного ишемического инсульта.

Моторная афазия развивается, когда поражаются нижние отделы лобных долей, центра Брока — это участки коры головного мозга, которые отвечают за моторную организацию речи и за произношение.

Моторная афазия характеризуется невозможностью выговаривать слова и предложения. Речь замедленная и немногословная, требующая больших усилий. Пациент понимает, когда к нему обращаются, но сам говорить не может.

В описанном случае, судя по всему, инсульт был не тяжелый, паралича нет, только парезтезия конечностей. Это значит, что речь может полностью восстановиться.

Для этого необходимы постоянные упорные занятия не только со специалистами, но и дома. Родственники должны всячески помогать больному, стимулировать его разговаривать. Но также важно не переутомлять больного.

Конечно же, показана качественная реабилитация после инсульта и лечение существующих расстройств.

Кроме того, существуют еще другие формы расстройства речи после инсульта:

Сенсорная афазия. При поражении мозгового центра Вернике развивается данная форма речевого расстройства, которая характеризуется непониманием речи. Речь больной воспринимает как набор бессмысленных звуков.

Страдает также и его речевые способности. В речи больного присутствует множество бессмысленных слов, он может правильно произносить отдельные слова, но ему сложно связать их в предложение.

При этом больной не осознает, что у него нарушена речь и раздражается, когда его не понимают.

Амнестическая афазия. Больной может воспроизводить связную речь, у него сохранено понимание, но не может вспомнить, как называются отдельные знакомые предметы, их значение, ему также трудно воспроизводит слова по буквам. Амнестическую афазию можно назвать самой минимальной дисфункцией речи. Семантическая афазия. Больной понимает значение отдельных слов, но не понимает сложных устных и письменных грамматических оборотов речи (пословиц, поговорок). У него утрачивается возможность воспринимать речь по окончаниям, союзам, предлогам, сравнениям и определениям. Тотальная афазия наступает при обширных инсультах при одновременном поражении сенсорного и моторного центров речи. Пациент не понимает обращенной к нему речи и сам не может говорить, или говорит отдельные короткие слова типа «ей», «да», «нет». Тотальная афазия самая тяжелая форма речевого расстройства после инсульта. Сразу после определения вида афазии пациенту можно приступать к восстановлению речи. По статистике, ранние упражнения по восстановлению речи, дают положительные результаты, и около 30% пациентов до выписки из стационара начинают понимать речь. Однако тяжелые формы афазии часто не удается вылечить полностью. Период реабилитации длительный и тяжелый, требует регулярных занятий с больным. Нередко некоторые виды афазии остаются на всю жизнь.

Читайте также:  Синдром Педжета-Шреттера (острый тромбоз подключичной вены), причины, симптомы и лечение

В этой статье мы постарались ответить на Ваши вопросы:

  • Какие нарушения речи могут стать следствием инсульта?
  • Что такое афазия после инсульта?
  • Профилактика атеросклерозаВсем известно, что любое заболевание легче предупредить, чем лечить. Атеросклероз не исключение. Атеросклероз встречается и у молодых людей, и также есть старики, у которых нет атеросклероза. Профилактикой заболевания является здоровый образ жизни. подробнее »»
  • Причины возникновения атеросклерозаПервичными причинами развития атеросклероза являются некоторые генетические заболевания, при которых наблюдается повышение уровня триглицеридов или липопротеинов низкой плотности с раннего возраста.Хронические заболевания, которые способствуют нарушению липидного и минерального обмена и с возрастом усугубляют течение атеросклероза, относятся к вторичным причинам развития атеросклероза. подробнее »»
  • Облитерирующий атеросклерозОдной из сложных разновидностей атеросклероза является облитерирующий атеросклероз. Понятие «облитерирующий» можно трактовать как «закрывающий проход». подробнее »»
  • Методы лечения атеросклероза подробнее »»
  • Диета при атеросклерозеНа данный момент разработаны диеты 2 ступеней, которые применяются для пациентов с высоким риском развития атеросклероза и непосредственно, при выставленном диагнозе – атеросклероз. подробнее »»

Глоссарий

Это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи (самостоятельная речь, повторение, называние предметов, действий, диалогическая речь …), влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи (Л. С. Цветкова, 1998).

Афазия возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате черепно-мозговых травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности и сочетается с апраксиями, агнозиями и другими нарушениями когнитивных функций. Выделяют несколько форм афазии.

Алалия — отсутствие или выраженная дефицитарность (недоразвитие) продуцирования или восприятия речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка при первично сохранных интеллекте и периферическом слухе. Принятому разделению алалии на моторную и сенсорную в Международной классификации болезней соответствуют расстройства экспрессивной и рецептивной речи.

Экспрессивная речь — активная устная речь или самостоятельное письмо. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи (идея высказывания кодируется в речевые схемы) и завершается развернутым речевым высказыванием.

Импрессивная (рецептивная) речь — понимание устной и письменной речи (чтение).

В психологическую структуру импрессивной речи входят этап первичного восприятия речевого сообщения, этап декодирования сообщения (анализ звукового или буквенного состава речи) и этап соотношения сообщения с определенными семантическими категориями прошлого или собственного понимания устного (письменного) сообщения.

Моторная алалия — системное недоразвитие экспрессивной речи (активного устного высказывания) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны.

По преобладающим симптомам выделяют группу детей преимущественно с фонетико-фонематическим недоразвитием и более распространенную группу с выраженным лексико-грамматическим недоразвитием. Важным диагностическим критерием является наличие сохранного периферического слуха и артикуляционного аппарата, а также наличие у ребенка достаточных для развития речи интеллектуальных возможностей.

Сенсорная алалия — отсутствие понимания речи (недоразвитие импрессивной речи) при наличии возможности говорить.

При сенсорной алалии нарушается связь между смыслом и звуковой оболочкой слов; несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи, ребенок не понимает речь окружающих.

Причиной сенсорной алалии является поражение коркового конца слухоречевого анализатора и его проводящих путей.

На практике встречается сочетание сенсорной и моторной алалии (смешанный дефект).

Нередко в детском возрасте используется термин «Общее недоразвитие речи» (ОНР), под которым понимается системное нарушение, при котором оказываются не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика.

ОНР может существовать как самостоятельное (первичное) нарушение, так и сопутствующее при алалии, дизартрии, заикании, ринолалии.

В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на 4 уровня.

Нарушения темпо-ритмической организации речи

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Основным симптомом заикания являются возникающие в процессе устной речи или при попытке ее начать речевые судороги, которые различаются по типу, локализации и степени тяжести.

При заикании наблюдаются расстройства дыхания; сопутствующие движения, которые сопровождают речь; нарушение плавности, темпа и частично мелодики речи; эмболофразии; ограничение речевой активности.

Брадилалия – патологически замедленный темп речи, который проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы. Брадилалия является центрально обусловленной и может быть как органической, так и функциональной. В патогенезе брадилалии большое значение имеет патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи, который проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы. Тахилалия является центрально обусловленной и может быть как органической, так и функциональной.

В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканиями, она обозначается термином полтерн.

Нарушения произносительной стороны речи

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. По этиологическому принципу дислалию подразделяют на два вида: механическую (органическую) и функциональную.

Нарушения звукопроизношения встречаются также при первичном снижении слуха, недоразвитии познавательной деятельности, а также входят как симптом в синдром дизартии и речевых нарушений, связанных с анатомическими аномалиями ротовых структур. Причиной нарушенного звукопроизношения нередко является т.н.

фонетико-фонематическое недоразвития, при котором у детей возникают трудности в анализе нарушенных в произношении звуков, при сформированной артикуляции отмечается неразличение звуков, относящихся к разным фонематическим группам, а также невозможность определять наличие и последовательность звуков в слове.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, возникающей в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. Характеризуется расстройствами артикуляции, голосообразования, темпа, ритма, интонации и является следствием органического нарушения центрального характера.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Наиболее частыми причинами ринолалии являются расщепления неба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании, и искривление носовой перегородки.

Языковые и речевые расстройства у детей

Дети рождаются готовыми к речевой деятельности, но им необходимо выучить язык, используемый в семье и окружении. Овладение речью требует времени.

Малыши различаются по тому, насколько быстро они осваивают основные этапы языкового и речевого развития. У типично развивающихся детей нередко возникают проблемы с некоторыми звуками, словами, предложениями.

Однако большинство детей в 5 лет легко могут использовать речь для общения, выражения желаний, потребностей, эмоций.

Развитие речевой деятельности состоит из разных частей. У детей могут быть проблемы с одним или несколькими из следующих аспектов:

  • Пониманием того, что говорят другие (рецептивная речь). Это может быть связано с потерей слуха, не пониманием смысла слов.
  • Передачей мыслей с помощью языка (экспрессивная речь). Проблема может быть вызвана незнанием, какие слова использовать, неумением складывать слова из звуков, неспособность выразить знакомые слова.

Речевые расстройства

Они включают:

  • Трудности с правильным формированием конкретных слов или звуков.
  • Проблемы с плавным переходом слов или предложений, беглостью речи, например, заикание.
  • Задержка речевого развития – нарушение, когда способность понимать и говорить развивается медленнее возрастной нормы.

Общие симптомы задержки речевого развития:

  • младенец не лепечет к 15 месяцам;
  • малыш не разговаривает в возрасте до 2 лет;
  • неспособность говорить короткими предложениями к 3 годам;
  • сложность следования указаниям;
  • плохое произношение или артикуляция;
  • трудность сложения слов в предложение;
  • исключение значимых конструкций из фразы.

Языковые расстройства

В этой группе:

  • Афазия – трудности с пониманием или говорением, нарушение восприятия при сохранении слуха. Вызвана травмой головного мозга, опухолями, инсультами, воспалительными процессами.
  • Расстройство обработки слуховой информации – сложности с распознаванием, пониманием, интерпретацией звуков. Связано с дисфункцией центральной нервной системы.

Языковые или речевые расстройства нередко возникают вместе с другими нарушениями высшей нервной деятельности, влияющими на чтение и письмо. Такие дети чувствуют разочарование из-за того, что они не могут понять других или заявить о себе.

Они часто отказываются от социальных контактов и замыкаются в себе. Проблемы с речью и языком могут сопровождаться эмоциональными или поведенческими расстройствами, такими как депрессия, тревожность, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Сочетание нарушений затрудняет обучение, развитие, социализацию ребенка.

Причины и факторы риска

Речевые и языковые расстройства у детей могут иметь множество причин. Распространенные условия и обстоятельства:

  • Нарушение слуха. Если дети не слышат речь других, им сложно научиться общаться.
  • Аутизм. Расстройства аутистического спектра часто влияют на качество общение.
  • Умственная отсталость. Дислексия и другие нарушения обучаемости в некоторых случаях приводят к задержке речи.
  • Психосоциальные проблемы. Серьезное пренебрежение родительскими обязанностями сопряжено с трудностями в развитии речи.
Читайте также:  Боль в области сердца, причины и лечение

Потенциальные факторы риска:

  • мужской пол;
  • преждевременные роды;
  • низкий вес при рождении;
  • наличие в семейном анамнезе подобных проблем;
  • воспитание родителями с низким уровнем образования.

Типичный ребенок развивает речь и языковые знания быстро и с небольшими осознанными усилиями и, что важно, с непреднамеренным обучением со стороны родителей. В качестве примера рассмотрим следующее предложение: «Футболист ведёт (а не катит) мяч». Хотя такие выражения зрелых носителей языка распространены, многие взрослые не могут объяснить, почему они делают эти суждения.

Этот вид знания называют неявным – тем, который приобретается посредством опыта и воздействия, а не в результате явного обучения. Большая часть речи маленького ребенка развивается через этот неявный процесс. Это сродни обучению завязывать шнурок или ездить на велосипеде. Это те навыки, которые можно приобрести только в процессе, их трудно объяснить, не демонстрируя.

Обучение речи требует многократного воздействия и практики. Полученные знания постепенно накапливаются.
Родителям нужно помнить, что знание речи абстрактно. Владение грамматикой требует обработки таких понятий, как роли подлежащего и сказуемого в предложении, их взаимосвязи и сочетания.

Эти абстрактные роли и категории позволяют выражать суть последовательным, но гибким способом. Как приобретаются эти абстракции, является предметом значительных споров. Ребенку может быть предоставлен исходный материал для изучения языка, но абстрактный учебный продукт создается посредством психических процессов им самим.

Клиницист и родитель не может напрямую контактировать с этими психическими процессами, потому что они являются динамическими структурами обучения.

Важная характеристика языковых знаний – это то, что они допускают значительную креативность и имеют способность к адаптации. Ключевой особенностью речи является то, что человек может повторить незнакомое слово, сказать то, чего раньше не слышал. Этот творческий аспект можно использовать для адаптации того, что человек хочет сказать в конкретной ситуации.

Знание языка – не просто имитация и хранение набора слов или предложений, которые могут быть вызваны при необходимости. Это использование правил и принципов, абстрактных знаний гибкими и творческими способами. Поэтому развитие речи ребенка – не только улучшение способности понимать и производить новые высказывания, но и глубокое расширение его интеллектуального потенциала.

Лечение и реабилитация

Детям с языковыми и речевыми проблемами требуется дополнительная помощь и специальные инструкции. Логопеды, психологи, психотерапевты работают с ними напрямую и подключают к терапии их родителей.

В программах лечения и реабилитации используются различные подходы, которые зависят от конкретных потребностей ребенка и обстоятельств.

Реабилитационные программы адаптируют к текущему состоянию развития пациента в отношении речи и языковых навыков, а также общему социальному, эмоциональному, физическому состоянию.

Поэтому схемы помощи разрабатываются индивидуально с учетом уровня развития ребенка, независимо от его возраста. Например, пятилетний малыш, который функционирует на уровне трехлетнего в речи, вряд ли сможет приобрести языковые навыки типичного одногодки, не накопив стандартных промежуточных знаний.

Для детей с тяжелыми речевыми и языковыми расстройствами обычные средства общения невозможны, учитывая недостаточный уровень их развития и серьезность коммуникативных трудностей.

В этих случаях используются компенсирующие средства коммуникации, такие как графические карты или компьютерные системы связи.

Более того, родители детей с серьезными нарушениями также часто нуждаются в психологической поддержке.

Варианты лечения требуют, чтобы какой-то взрослый создал среду, способствующую развитию. Речевая и языковая терапия подразумевает, чтобы ребенок был вовлечен в работу с партнером, который является компетентным говорящим и внимательно слушающим собеседником. Это взаимодействие становится средством обучения и изменения поведения.

Такими партнерами являются профессионально подготовленные и сертифицированные логопеды, психологи, воспитатели, учителя, родители.

Терапия происходит в различных условиях, поскольку речь и языковые навыки развиваются в контексте повседневной коммуникативной деятельности, например, дома, в школе, реабилитационном центре. Каждая настройка предоставляет возможности для общения и взаимодействия.

В прошлом логопедия проводилась исключительно во врачебных кабинетах, где клиницист создавал атмосферу, способствующую обучению. Однако за последние годы вмешательство вышло из этих специализированных сред. Современная практика основана на убеждении, что помощь в естественных условиях будет способствовать более быстрому развитию.

Крохам младше 3 лет услуги предоставляются в развивающих клубах. Дошкольников и школьниках обслуживают в детских учреждениях, специализированных реабилитационных центрах.

Основная цель реабилитации – облегчить коммуникативные трудности ребенка. Решив эту задачу, удается уменьшить или минимизировать негативные последствия дефектов.

Оптимальные методы помощи – это те, которые устранили проблему и, таким образом, предупредили инвалидность.

Реабилитационный центр Возвращение оказывает помощь близким ребенка, проводя их обучение и просвещение.

Родителям, помимо поддержки в использовании активной речи, важно сократить применение стилей воспитания, которые чрезмерно директивны и контролируют ребенка, например, уводят внимание малыша от текущих интересов, исправляя грамматику («Скажи это так, а не так»). Психологи помогают повысить отзывчивость взрослых к ребенку и к его усилиям по общению.

В контексте реабилитационного вмешательства разработаны многочисленные подходы, способствующие росту и развитию. Методы воздействия отличаются в зависимости от природы и сути проблемы.

Некоторые дети не разговаривают из-за тяжелой или глубокой глухоты. Для этих пациентов предложено два варианта улучшения коммуникативных навыков: язык жестов и имплантаты.

Доказано, что не говорящие глухие ребята весьма искусны в овладении языком жестов, который обеспечивает богатые средства общения с людьми.

Дошкольные годы – важный переходный период. В это время дети начинают больше времени проводить вне дома, в игровой среде со сверстниками. К 3 годам многие малыши могут посещать развивающие занятия хотя бы в течение коротких промежутков времени.

К концу дошкольного периода обычно развивающийся ребенок способен участвовать в групповых мероприятиях, выполнять инструкции и указания. Дошкольники с тяжелыми языковыми расстройствами также нужно взаимодействовать с другими для выполнения разнообразных коммуникативных действий, например, задавая вопросы и выражая предпочтения.

Их язык характерен для младшего возраста, но с ограниченным словарным запасом, простыми или неправильными предложениями. Важно отметить, что они понимают услышанное на более низком уровне. Для этих детей цель реабилитации – максимально сократить пробел в коммуникативных навыках. Программы разнообразны и адаптированы к конкретным потребностям ребенка.

Цели выбираются таким образом, чтобы повысить способность малыша участвовать в социальных взаимодействиях, развить навыки, необходимые для поступления в школу. Они охватывают понимание, лексику, грамматику, социальную коммуникацию.

Теории обучения в психологии признают, что большее количество попыток в учебной задаче приведет к лучшему обучению. Обнаружено, что этот принцип применим к языковому развитию. Общим для всех способов обучения является тот факт, что малыша не учат напрямую выражать изучаемый язык.

Напротив, некоторые программы делают сильный упор на обучении через имитацию. В этом случае ребенка просят имитировать слово или предложение и дают обратную связь, когда он предпринимает удачную попытку имитации.

Обширные исследования показывают, что обучение посредством подражания улучшает использование целевых языковых форм.

Речь от одной трети до половины детей с церебральным параличом настолько ограничена, что функционально неразборчива. Еще одна группа, у которых не развивается речевое общение – это дети с тяжелой умственной отсталостью или аутизмом.

К 14 месяцам, например, большинство младенцев способны привлечь внимание воспитателя к чему-либо, указывая и называя.

Эта базовая коммуникативная функция ограничена или отсутствует у некоторых детей с тяжелой умственной отсталостью или расстройством аутистического спектра.

Обеспечение базовой функциональной системы общения снижает агрессивное и самоповреждающее поведение у этих детей.

Такие системы, называемые альтернативными и дополнительными коммуникационными, можно разделить на две группы: жесты, выражения лица (автономная коммуникация) и те, которые требуют некоторого инструмента или оборудования (вспомогательные системы).

Для неграмотных детей младшего возраста наиболее распространенными вариантами являются те, которые не требуют письма или печать, например, системы на основе изображений.

Для некоторых не говорящих детей отсутствие устного общения связано с их непониманием таких функций общения, как информирование слушателя об основных потребностях.

Таких детей необходимо приобщать к элементарной коммуникативной деятельности в надежде не только на улучшение их функциональных коммуникативных навыков, но и на обеспечение их дальнейшего общего прогресса.

Распространенной программой реабилитации является система обмена изображениями. Ребенку дают изображения желаемых предметов и учат использовать картинки, чтобы запрашивать предметы у учителей.

Языковые требования существенно возрастают по мере того, как среда общения перемещается из дома в школу. В рамках формального образовательного процесса обучение происходит посредством языка и общения. В классе содержание языка, который дети слышат, а затем читают, часто является новым.

Учебный язык также «деконтекстуализирован», то есть относится к событиям, происходящим в другое время и в иных местах. Более того, большая часть языка в классе не предназначена для отдельного ребенка. Фактически, в начальных классах большинство детей в классе могут не понимают важные вербальные концепции, с которыми сталкиваются.

Даже дети с легкими языковыми расстройствами поступают в школу с высоким риском академических трудностей.

Исследователи рекомендовали основанную на учебной программе модель лечения детей школьного возраста с языковыми расстройствами (ASHA, 1999).

В этой модели цели лечения согласованы со школьной программой. Приоритеты обучения включают навыки, непосредственно связанные с чтением, письмом и математикой.

Особое внимание уделяется двум связанным областям: металингвистики, языковым основам чтения и письма.

Чтение и правописание требуют, чтобы ребенок сознательно думал о звуковом составе слов, значении отдельных речевых конструкций и целых повествований. Это сознательное знание называется металингвистикой.

Целью реабилитации является фонологическая осведомленность – обретение навыков, связанных с пониманием и осознанием звуковых компонентов слов и фраз.

Обучение чтению включает идентификацию этих звуковых элементов, их отображение буквами, составление из них последовательности.

Несколько десятилетий исследований чтения и письма привели к пониманию того, что эти способности тесно связаны с возможностями к разговорной речи.

Известная модель понимания прочитанного, разработанная Гувером и Гофом, определяет два компонента, которые способствуют успешному пониманию прочитанного: распознавание слов и понимание языка. Распознавание слов детьми влечет за собой фонологическую осведомленность.

Читайте также:  Упражнения при межреберной невралгии: примеры и комплексы упражнений

Понимание прочитанного включает в себя большую часть языковых знаний: словарный запас, грамматику, значение предложений, следование структуре рассказа, вербальные рассуждения. Эти навыки являются центральным элементом реабилитационного вмешательства.

Как и в случае языковых нарушений, степень речевых расстройств варьируется от относительно легкой до тяжелой, вплоть до полной неспособности говорить.

Легкие и умеренные нарушения речи (например, шепелявое говорение, удаление или искажение последних звуков в слова, замена одного звука другим) устраняются путем сосредоточения на точности воспроизведения отдельных звуков (фонем). В более тяжелых случаях реабилитация направлена на улучшение общей разборчивости речи.

За последнее столетие был разработан широкий спектр методов лечения заикания. К ним относятся психолого-психодинамические подходы, оперантно-поведенческие методы, технологические приложения.

Лечение задержки речевого развития в Саратове, России. Речь у детей, отставание развития, зрр

Речь — это форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, высшая корковая функция, возникающая в процессе трудовой деятельности. Формирование речи происходит путем взаимодействия механизмов восприятия речи и ее воспроизведения.

Виды речи, импрессивная речь, экспрессивная речь

Различают 2 основных вида речи: импрессивную и экспрессивную. Импрессивная речь (процесс понимания) включает понимание устной речи и чтения.

Экспрессивная речь (процесс высказывания) начинается с намерения или мысли, которые переходят во внутреннюю речь и затем перекодируются в словесную форму и находят воплощение в речевом высказывании.

В осуществлении речевой функции в целом принимают участие различные отделы коры большого мозга доминантного и недоминантного полушарий, однако роль каждого из них различна, что особенно четко проявляется при различных речевых расстройствах.

Периоды развития речи — доречевой период, период понимания, активного использования слов, период фразовой речи 

Процесс развития речи подразделяется на подготовительный период — ранний доречевой период (крик, гуление, лепет), период понимания и активного использования отдельных слов и небольших предложений, период овладения фразовой речью.

Подготовительный период развития речи делится на 4 этапа

Первый этап — безусловно-рефлекторный, протекает в первые 2 месяца жизни.

Важное значение при этом играет крик ребенка, который отражает неблагополучие различных органов, поэтому носит сигнальный характер и стимулирует функциональную активность слуховых зон коры головного мозга. Крик ребенка вызывает ответные реакции у взрослых в зависимости от конкретной ситуации.

На второй неделе неонатального периода ребенок должен кратковременно фиксировать взгляд на ярких предметах, а в полтора месяца следить за ними и поворачивать голову в сторону источника звука.

Второй этап характеризуется возникновением простого элементарного гуления, протекает со второго до третьего месяцев жизни.

Ребенок в ответ на положительные раздражители произносит гласные звуки (ы-ы-ы; а-а-а; э-э-э), сочетания гласных и согласных звуков (гу-у; ге-е).

Все звуки произносятся на выдохе и требуют большого мышечного напряжения, что способствует тренировке дыхания.

Третий этап характеризуется истинным гулением, идет с третьего до пятого месяцев жизни.

Дифференцирование и свобода движений в этот период жизни ребенка позволяет ему длительно всматриваться в окружающие предметы, свободно поворачивать голову на источник звука.

Он как бы прислушивается к собственным звукам, воспринимает их акустически и кинестически. Звуки произносятся ребенком более протяжно и с большим разнообразием.

Четвертый этап характеризуется лепетом, начинается с пятимесячного возраста. Ребенок произносит сочетания гласных и согласных звуков в виде коротких цепочек (па-па, ма-ма, ба-ба), подражает не только собственным звукам, но и звукам взрослого, тренирует слух и артикуляционные органы. Лепет нормально развивающегося ребенка переходит в речь.

Период понимания речи

Период понимания речи начинается с 9 месяцев. Малыш использует слова-предложения, которые приобретают смысл и становятся компонентом мышления, а также звукоподражательные слова, например ав-ав, мяу. К концу первого года жизни ребенка формируется его словарный запас, который к этому времени насчитывает около 10 слов.

Обычно отмечается удвоение одного и того же слога с ударением на первом (па-па, ма-ма, ба-ба, дя-дя и др.) При попытке произнести разнослоговые слова дети заменяют звуки, опускают некоторые из них или смешивают, что объясняется недостаточностью слухового восприятия и несформированностью артикуляционных укладов.

К этому времени дети произносят фонемы, которые слышат в речи взрослых и в своих звуках лепета и гуления.

Период фразовой речи

На втором году жизни дети произносят до 300 слов. В их речи появляются существительные в косвенных падежах, во множественном числе, глаголы повелительного наклонения, личные местоимения, наречия.

В возрасте от двух до трех лет дети правильно пользуются словами, обозначающими предметы домашнего обихода, употребляют их по назначению, называют различных животных, знают особенности их поведения.

В предложениях усваиваются падежные окончания существительных, прилагательных, употребляются предлоги, служебные слова, союзы, наречия. На третьем году жизни отрабатывается правильное произношение фонем, особенно шипящих, свистящих, звуков «р», «л».

На четвертом, пятом годах — совершенствуется формирование функциональной речевой системы, дети произносят длинные фразы, монологи, применяют условную форму придаточных предложений. Успешно учатся читать и читают, овладевают письмом. Начиная с трех лет, совершенствуется грамматическая структура речи и обогащается словарный запас.

Лечение речевых расстройств, логопатии

Речевые расстройства называют логопатиями. Они возникают при патологических процессах, поражающих периферический, проводниковый или центральный аппараты восприятия или воспроизведения речи. Выделяют различные заболевания речи.

Центральные нарушения уже сформированной речи (афазия), недоразвитие или поражение коркового аппарата речи еще в доречевом периоде (алалия, или детская афазия), дизартрия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, различные виды нарушения звукопроизношения вследствие анатомического дефекта или незрелости артикуляционного аппарата, невротическое и неврозоподобное заикание, а также разнообразные нарушения при психических болезнях. Сарклиник проводит терапию речевых расстройств у детей и подростков в Саратове.  

Задержка речевого развития, зрр у детей, отставание речевого развития: причины, симптомы и признаки

Задержка речевого развития, отставание речевого развития   — это отставание развития речи от возрастного уровня. Она может наблюдаться у недоношенных, соматически ослабленных детей, а также при недостатке питания и сна в первые месяцы жизни ребенка. Причинами зрр являются внутриутробная гипоксия, перинатальная энцефалопатия, кесарево сечение, обвитие пуповины, резус конфликт, недостаточность маточно-плацентарного кровообращения, внутриутробные инфекции, родовые травмы, вакуум экстракция плода, стимуляция родовой деятельности, слабость родовой деятельности, гестозы первой и второй половин беременности, плохая экология, недоношенность или переношенность, тяжелые соматические болезни матери. Какие существуют симптомы и признаки задержки развития речи у детей? Какая клиника ЗРР? У таких детей лепет и первые слова появляются в более поздние сроки, медленно увеличивается активный словарь, позже формируется фразовая речь, во рту как будто «каша». Если речи нет совсем, то нужно проводить дифференциальную диагностику для установления правильного диагноза. Возрастные нормы по количеству произносимых слов.

Лечение задержки речевого развития в Саратове, России

Сарклиник применяет новые комплексные методы лечения речевых расстройств и отставания, задержки речевого развития у детей и подростков, дошкольников и младших школьников. Лечение нарушений речи включает в себя комплекс мероприятий в зависимости от причины их возникновения и характера речевых расстройств.

В результате лечения задержки речевого развития, зрр восстанавливается работа периферического (рецепторного) и центрального (коркового) аппаратов речи, улучшается функционирование слухового и зрительного анализаторов, нормализуются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, происходит коррекция неврологических нарушений у детей. Эффективность комплексного лечения, которое может включать в себя различные рефлексотерапевтические, акупунктурные, микроакупунктурные, нетрадиционные методики, специальный массаж и другие методы, достигает 87%. Лечение задержки речевого развития в Саратове, лечение отставания речевого развития в центре Сарклиник проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики безопасны. Сарклиник работает много лет, за это время от речевых расстройств, нарушений речи, задержки психоречевого развития, зрр и отставания в речевом развитии вылечились сотни пациентов в возрасте от 6 месяцев до 20 лет. Сарклиник знает, как улучшить речь в России, как улучшить разговорную речь, дикцию речи, качество речи. Лечится тяжелая и средняя, легкая и очень грубая задержка развития, нарушения письменной речи, нарушения устной речи, нарушения формирования речи, системные нарушения норм речи, понимания и восприятия речи, произносительной стороны речи, грамматического строя речи, лексико грамматические нарушения. Сарклиник лечит тяжелые нарушения речи у детей. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в комплексном лечении.

В результате комплексной терапии улучшается звукопроизношение и дикция, увеличивается словарный запас, активизируется работа центра Брока и центра Вернике.

Как лечить задержку речевого развития у детей, зрр у ребенка! Темповая задержка речевого развития

Также поводится лечение в России следующих нарушений: диагноз зрр, зпр, задержка психо речевого развития, задержка речевого и психического развития. Темповая задержка речевого развития успешно лечится в Сарклиник. На сайте sarclinic.ru Вы можете бесплатно задать вопрос доктору о том, есть ли задержка психомоторного и речевого развития у Вашего ребенка. На первой консультации врач расскажет Вам о том, как проводится диагностика и лечение, коррекция и реабилитация, упражнения и процедуры, занятия, нужны ли препараты и лекарства, уколы и таблетки.

Приходите, и Сарклиник поможет Вам! Сарклиник знает, как лечить и вылечить задержку речевого развития, отставание речевого развития, зрр, зпр, зпрр!

Проводится лечение задержки психомоторного развития у детей, алалии, дислалии. Если Ваш ребенок плохо говорит, обращайтесь как можно раньше к врачу для диагностики и ранней терапии проблем с речью. В этом случае можно добиться максимальных положительных результатов.

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.Отзывы

sarclinic (©), фото 1: (©) Scorpionka | Dreamstime.com Dreamstock.ru, фото 2: (©) Poznyakov | Dreamstime.com Dreamstock.ru, фото 3: (©) Pechennikova V V | Sarclinic.com Sarclinic.ru, фото 4: (©) Len44ik | Dreamstime.com Dreamstock.ru. Дети, люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены символом *

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *